Влияние симуляционного обучения на командную работу при оказании неотложной помощи.

Автор(ы): Гумбатова З.Ф., Везирова З.Ш., Мамедова Т.Н.

Город: Баку, Азербайджан

Учреждение: Бакинский филиал Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, г. Баку, Азербайджанская Республика

Актуальность

Актуальность
Командная слаженность является критически важным фактором при оказании неотложной медицинской помощи, где цена незначительных ошибок крайне высока. Согласно современным исследованиям, большинство неблагоприятных исходов в экстренной медицине обусловлены не столько клинической некомпетентностью, сколько отсутствием командной работы и взаимодействия.
Обучение с использованием симуляции представляет безопасную, контролируемую среду для отработки критических сценариев. Оно способствует не только совершенствованию клинических навыков, но и формированию устойчивых моделей командной работы, особенно значимых в условиях высокого стресса. Интеграция клинической симуляции в подготовку медицинских кадров рассматривается как эффективный механизм повышения качества и безопасности оказываемой помощи.

Цель

Цель
Оценить влияние симуляционного обучения на развитие ключевых компонентов командного взаимодействия у медицинских специалистов, участвующих в оказании экстренной медицинской помощи.

Материалы и методы

Материалы и методы
На базе симуляционного центра в течение года проводилась программа межпрофессиональных тренингов для сотрудников экстренных медицинских служб – врачей и среднего медицинского персонала различных специальностей. Обучение охватывало четыре клинических направления: неотложная помощь, педиатрия, травматология и реанимация, а также развитие навыков командного взаимодействия. Тренинги включали реалистичные клинические сценарии высокого уровня с последующими структурированными разборами.
Для оценки эффективности использовалась адаптированная шкала T-TPOT (Team Performance Observation Tool), включающая такие параметры, как: лидерство, распределение ролей и обязанностей, коммуникация, ситуационная осведомленность, принятие решений, поддержка команды и уважение границ пациента. По завершению курса проводилась итоговая аттестация с использованием тех же инструментов и сценариев.

Результаты

Результаты
Сравнительный анализ входных и итоговых показателей продемонстрировал устойчивую положительную динамику по всем оцениваемым параметрам. Наиболее выраженное улучшение зафиксировано по показателю «коммуникация» – прирост составил 36% (с 52% до 88%), что отражает значительное развитие навыков эффективного обмена информацией внутри команды. Значительный рост наблюдался также по следующим направлениям: «лидерство» – с 50% до 80% (30%), «роли и обязанности» – с 47% до 76% (29%), «ситуационная осведомленность» – с 48% до 78% (30%), «принятие решений» – с 49% до 81% (32%), «поддержка команды» – с 50% до 82% (32%). Полученные данные подтверждают высокую эффективность применения интерактивных методов моделирования клинических ситуаций в развитии ключевых командных компетенций.

Обсуждение

Обсуждение
Результаты исследования показали, что обучение в симуляционной среде эффективно развивает ключевые элементы командной работы в экстренной медицине — коммуникацию, лидерство и принятие решений. Участники отметили внедрение полученных навыков в практику, снижение ошибок и конфликтов в условиях стресса. Интеграция симуляционных программ в НМО способствует росту профессиональной компетентности и оптимизации процессов. Для устойчивости результатов необходима институциональная поддержка и ориентация на стандарты JCI.

Выводы

Выводы
Симуляционно-ориентированный подход к обучению подтвердил свою эффективность в формировании межпрофессионального взаимодействия в условиях неотложной медицинской помощи. Оно способствует улучшению командной работы, снижению клинических ошибок и повышению безопасности пациента. Внедрение симуляционных программ, особенно в контексте стандартов JCI (Joint Commission International), способствует оптимизации организационных процессов, повышению профессионального уровня персонала и сокращению операционных расходов. Рекомендуется систематическое проведение таких тренингов, их интеграция в программы непрерывного медицинского образования, использование в оценке командной эффективности, а также институциональная поддержка для устойчивого внедрения.

Тема: Коммуникативные навыки
Гумбатова Зарнигар Фархад

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: