Автор(ы): Шангареева З.А., Санникова А.В., Викторов В.В., Мананова А.Ф., Афлатонова А.С., Короткова И.Ф.
Город: Уфа
Учреждение: ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, Уфа, Россия
Актуальность
Проблема вовлеченности современных студентов в образовательный процесс крайне актуальна. Традиционные методы обучения часто оказываются недостаточными для формирования необходимых компетенций. В этой связи активные методы обучения приобретают особую актуальность. Учебная деятельность приобретает исследовательский или проблемно-ориентированный характер при обучении:
- через интерактивное взаимодействие на занятиях.
- через интерактивные аудиовизуальные платформы.
- через компьютерные тренажеры и симуляторы.
- через погружение в игровой мир.
Цель
Поиск и внедрение активных методов и способов обучения студентов медиков.
Материалы и методы
Активные методы обучения с применением современных информационно-коммуникативных технологий в виде онлайн-платформ позволяют достичь поставленных целей.
В 2016 году группой экспертов МАКМАХ и НИИАХ была создана интернет-платформа AMRmap (Anti Microbial Resistance map) (https://amrmap.ru).
В 2018 году сотрудниками НИИАХ представлена интернет-платформа AMRbook (AntiMicrobial Reference book) (https://amrbook.ru).
Уже 9 лет платформе AMRmap и появилась мобильная версия платформы AMRbook.
Интернет-ресурс AMRbook позволяет просмотреть природную активность антимикробных препаратов к возбудителям и подобрать антимикробную терапию для взрослых и детей при различных нозологиях.
Актуальный уровень резистентности предполагаемых возбудителей к антимикробным препаратам позволяет осуществить правильный их выбор с помощью платформ AMRmap.
Результаты
Выбор рациональной антимикробной терапии всегда сложная задача со многими неизвестными:
- На современном этапе сохраняется актуальность инфекций у детей и взрослых.
- Отмечается повсеместная нерациональная антимикробная терапия инфекций.
- Существует запрос на образовательные программы по рациональной антимикробной терапии.
Функциональные возможности и контент онлайн-платформ AMRbook и AMRmap позволяют преподавателю разработать различные сюжеты клинических ситуаций.
При работе с платформой AMRbook в зависимости от выбранной клинической ситуации обучающийся может просмотреть основных возбудителей и терапию выбора.
Например, во вкладке «Внебольничная пневмония» у детей в возрасте 5-12 лет указаны основные возбудители – Chlamydophyla pneumoniae, Mycoplasma pneumoniae, Streptococcus pneumoniae. Далее обучающимся можно просмотреть и подобрать эмпирическую антимикробную терапию. Терапия выбора – Амоксициллин с клавулановой кислотой внутрь или парентерально. Может назначаться в комбинации с макролидами (Азитромицин, Кларитромицин).
При работе с платформой AMRbook можно определить природную активность препаратов к возбудителям.
Например, азитромицин – активен к атипичным возбудителям и пневмококку. Но к сожалению высокий уровень резистентности пневмококка ограничивает его применение.
Амикацин – активен только в отношении грамотрицательных Esherichia coli и Кlebsiella pneumoniae. Нет активности к атипичным возбудителям и пневмококку. Не следует назначать в комбинациях.
Амоксициллин и амоксициллин/клавуланат - активны к пневмококку. Это препараты выбора.
Метранидазол – не активен ко всем возбудителям пневмонии. Не стоит применять.
Цефтазидим – не активен к пневмококку. Не стоит им заменять другие цефалоспорины.
При работе с платформой AMRmap мы можем наглядно увидеть актуальный уровень резистентности предполагаемых возбудителей к антимикробным препаратам из стартовой терапии и альтернативной терапии. Далее обучающийся, учитывая уровень резистентности, может окончательно откорректировать терапию.
Например, актуальный уровень резистентности пневмококка в детской популяции г. Казани к антимикробным препаратам составляет:
Азитромицин – уровень резистентности пневмококка – 30,23%.
Кларитромицин – уровень резистентности пневмококка – 23,26%.
Цефтриаксон – уровень резистентности пневмококка – 6,98%. Нарастает уровень условной резистентности – 18,6%.
Амоксициллин и амоксициллин/клавуланат – уровень резистентности пневмококка – 0%, только условная резистентность к амоксициллину – 9,52%. То есть эти препараты по-прежнему высоко активны к пневмококку и являются препаратами выбора.
Оценка уровня сформированности компетенций студентов при работе с онлайн-платформами осуществляется с помощью следующих форм оценочных средств:
Подготовка отчета о работе на платформах со скриншотами заданий и выводами.
Оформление листа назначений в истории болезни пациента.
Выписывание рецептов на выбранные препараты.
Обсуждение
Активные методы обучения с применением онлайн-платформ AMRbook и AMRmap в образовательном процессе на практических занятиях:
- погружают в ситуацию профессиональной деятельности.
- формируют клиническое мышление студентов.
- уменьшают количество ошибок и улучшаются результаты.
- развивают креативное мышление у студентов и педагогов.
Педагогические возможности применения онлайн-платформ AMRbook и AMRmap:
- позволяют разработать различные игровые сюжеты.
- позволяют сразу работать со справочными материалами.
- позволяют визуализировать теоретический учебный материал.
- повышают усвоение учебного материала студентами.
Выводы
Предполагаемые результаты при использовании активных методов обучения у студентов:
- повысить мотивацию и вовлеченность в процесс обучения.
- сформировать навыки самообразования и саморазвития.
- развить социально-ролевые навыки и коммуникативность.
- сформировать позитивное отношение к образовательному процессу и преподавателю.
Поэтому для вовлечения обучающихся в образовательный процесс необходимо:
- устранить потенциально унылую атмосферу на занятиях для мотивации студентов.
- удовлетворить запросы студентов на новые активные технологии обучения.
- внедрять информационно-коммуникативные технологии при обучении, при этом соблюдать умеренность.
- повысить уровень владения информационно-коммуникативными технологиями современных педагогов.
Шангареева Зилия Асгатовна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.