Автор(ы): Лемешко Ю.И., Петрученя А.В., Мирончик Н.В.
Город: Минск
Учреждение: Белорусский государственный медицинский университет
Актуальность
Непрерывное медицинское образование по специальности «Неонатология» в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет» осуществляет кафедра репродуктивного здоровья, перинатологии и медицинской генетики Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения. Слушателями курсов повышения квалификации являются врачи-специалисты, оказывающие медицинскую помощь новорожденным детям: врачи-неонатологи, врачи-педиатры, врачи-анестезиологи-реаниматологи детские. В процессе обучения значительная роль отводится овладению практическими навыками с применением симуляционных технологий. В образовательном процессе симуляционному обучению отводится 16 и 32 учебных часа при продолжительности курса повышения квалификации 80 и 160 часов соответственно. Использование высоко реалистичного оборудования Республиканского центра профессиональной аттестации и симуляционного обучения медицинских, фармацевтических работников позволяет проводить обучение на основе моделирования клинических ситуаций (РЦПАиСОМФР).
Цель
Проанализировать результаты применения симуляционного обучения для повышения профессионального уровня врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь новорожденным детям, по данным анонимного анкетирования.
Материалы и методы
Симуляционное обучение проводилось на базе РЦПАиСОМФР с применением гибридного моделирования (использование имитированных участников, электронного манекена новорожденного в расширенной реанимационной комплектации, клинических сценариев). При проведении занятия использовалась симуляция, дебрифинг и видеозапись симуляции (с предварительного согласия участников). Для оценки эффективности симуляционного обучения была использована анкета, отражающая удовлетворенность качеством проведения занятий, оценку реалистичности симуляционного оборудования и самооценку врачей-специалистов.
Результаты
Обучение с применением симуляционных технологий в рамках курсов повышения квалификации при реализации непрерывного медицинского образования по специальности «Неонатология» прошел 51 человек: 28 человек (54,9%) – врачи-неонатологи, 11 (21,6%) – врачи-анестезиологи-реаниматологи детские, 8 (15,7%) – врачи-педиатры, 4 (7,8%) – врачи-анестезиологи-реаниматологи. Из 51 опрошенного 16 человек (31%) имели стаж работы до 5 лет, 11 человек (21,6%) – 5-10 лет, 6 человек (11,8%) – 10-15 лет, 18 человек (35,3%) – более 15 лет. 35 опрошенных (68,6%) проходили симуляционное обучение ранее, из них 15 (48,9%) при получении высшего медицинского образования, 20 (57,1%) – в рамках непрерывного медицинского образования на курсах повышения квалификации.
На вопрос о соответствии программы симуляционного обучения профессиональным навыкам 43 человека (84,3%) ответили «полностью соответствовала». 50 человек (98%) отметили высокую актуальность предложенных сценариев клинических ситуаций. 48 человек (94,1%) указали на оптимальное соотношение теоретической и практической составляющих в структуре симуляционных занятий. Из 51 опрошенного 30 человек (58,8%) оценили количество занятий с применением симуляционных технологий как «оптимальное», 13 человек (25,5%) – как «недостаточное».
При ответе на вопрос, касающийся реалистичности симуляционного оборудования 24 человека (47,1%) отметили полное соответствие, 26 человек (51%) – частичное соответствие.
На вопросы, касающиеся самооценки врачей-специалистов, получены следующие ответы: 35 врачам-специалистам (68,6%) симуляционное обучение значительно помогло улучшить практические навыки, 42 (82,3%) – способствовало развитию командной работы. 47 (92,2%) опрошенных отметили необходимость обучения коммуникативным навыкам с применением симуляционных технологий.
Все врачи-специалисты отметили важность наличия видеозаписи симуляции, что дает возможность анализа произошедшей ситуации и сравнения ее со своими воспоминаниями.
Обсуждение
Симуляционное обучение по специальности «Неонатология» направлено на моделирование клинических ситуаций, которые предполагают потенциальный риск для новорожденного ребенка, связанный с необходимостью принятия решения, выбора тактики поведения врачом-специалистом. Ключевым моментом симуляционного обучения является групповой дебрифинг, в результате которого возможна оценка эффективности обучения. Дебрифинг направлен на развитие способности к самоанализу у обучающихся, соотнесение конечного результата с изначально поставленной задачей. Выявление проблемных вопросов, требующих проработки, способствует повышению уровня профессиональных компетенций врача-специалиста.
Выводы
Применение симуляционного обучения является перспективным образовательным инструментом, обеспечивающим повышение безопасности пациента и улучшение результатов при оказании медицинской помощи. Использование симуляционных методов эффективно при обучении как техническим, так и нетехническим навыкам (коммуникация, лидерство, работа в команде). Важным элементом симуляционного обучения в рамках непрерывного образования является групповой дебрифинг, который позволяет выявить проблемные вопросы при оказании медицинской помощи.
Юлия Лемешко
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.