Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Симуляционное обучение: только подготовка молодых специалистов или необходимый компонент современного медицинского образования?

Симуляционное обучение: только подготовка молодых специалистов или необходимый компонент современного медицинского образования?

Автор(ы): Максумова Н.В., Фаттахов В.В., Юсупова Н.З.

Город: Казань

Учреждение: КГМА - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Актуальность

Одной из стратегических задач системы здравоохранения является снижение летальности. Следовательно, врач, в случае необходимости, должен уметь оказать экстренную помощь.
В ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» N 323-ФЗ говорится о «Недопустимости отказа в оказании медицинской помощи». Согласно ему, все медицинские организации должны «обеспечивать гражданам оказание экстренной медицинской помощи» в случае развития состояний, угрожающих жизни пациента.
В приказах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта…» по любой из медицинских специальностей в числе обобщенных трудовых функций указано «Оказание медицинской помощи в экстренной форме».
Согласно представленной в 2011 году международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО, существует три вида базовой образовательной деятельности: формальное образование, завершающееся выдачей документа; неформальное образование, не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных или общественных организациях; информальное образование – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь.
Сегодня система непрерывного медицинского образования делает неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения. Активно внедряется в образовательный процесс симуляционное обучение, открываются симуляционные центры, позволяющие специалистам не только освоить определенные методики, но и отработать их до состояния навыка, не волнуясь о возможном вреде для пациента.
Конечно, такой подход к образованию – это практикоориентировано, современно и интересно. Но испытывают ли сами специалисты, имеющие колоссальный опыт работы в клинике, необходимость в таком виде обучения? Мы решили посвятить наше исследование данному вопросу.

Цель

Определить отношение и мотивированность врачей, имеющих опыт работы в медицине, к симуляционному обучению.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 16 человек, обучавшихся на цикле «Экстренная медицинская помощь» продолжительностью 36 часов. Это врачи со стажем от 4 до 41 года (21,2±11,4), различных специальностей: скорая медицинская помощь (8 человек), дерматовенерология (1 человек), кардиология (2 человека), терапия (4 человека), педиатрия (1 человек).
В течение первых пяти дней цикла проводились занятия по оказанию неотложной помощи: прочтение лекций с использованием презентационного материала и обучающих видеофильмов, после чего – отработка навыка на симуляционном оборудовании.
В завершающий день цикла врачам было предложено заполнение анкеты, состоящей из нескольких вопросов по тематике симуляционного обучения.
Помимо вопросов о стаже работы и специальности врачей, были вопросы:
1. Какой из способов подачи информации на занятиях был для Вас самым доступным и понятным?
2. Пробовали ли Вы лично работать на симуляционном оборудовании (тренажер, робот, модели для отработки навыков)?
3. На Ваш взгляд, отработка навыка на симуляторе в большей степени дает:
4. После отработки на симуляторе той или иной методики Вы:
5. Что Вас мотивирует посещать занятия цикла?
6. Какой формат занятий для Вас был бы наиболее интересным?

Результаты

Так, врачи прошли темы, посвященные неотложной помощи при различных состояниях: развитии жизнеугрожающих аритмий, остановке кровообращения, обструкции дыхательных путей, кровотечении и травмах. Также была проработана ситуация работы в команде в условиях стационара.
Изучен алгоритм оказания помощи пациенту при развитии остановки сердца согласно «Алгоритму расширенных реанимационных мероприятий».
Далее этот же алгоритм проработан с применением многофункционального робота-симулятора с имитацией основных жизненных показателей.
Интересно, что врачи, четко отвечавшие во время практического занятия, растерялись, оказавшись в симулированных условиях. Конечно, повлияли незнакомая обстановка, несработанная команда, страх перед роботом и т.д. Но с поддержкой преподавателя и его направлением на нужные действия группа смогла собраться и оказать необходимую помощь.
При ответе на вопросы анкеты, большинство респондентов, 7 человек (44%), выбрали способ подачи информации (1 вопрос) в виде видеороликов, в форме презентаций – 6 человек (37%), устные лекции – 3 человека (19%). Понятно, что визуальная форма предоставления информации интересна, современна и хорошо запоминается.
Все слушатели цикла (100%) в процессе обучения отрабатывали навыки на симуляционном оборудовании (2 вопрос анкеты), поэтому их оценки такого формата обучения объективны.
Во время обучения на тренажерах (3 вопрос) 5 человек (31%) отметили возникновение сложностей при выполнении навыка, хотя на лекции всё казалось понятным, 1 человек (6%) ответил, что занятия способствовали закреплению навыка, 5 (31%) – освоению навыка и 5 человек (31%) поняли, какие имелись ошибки ранее при выполнении навыка. Вариант «Нового ничего не дает» не выбрал ни один слушатель.
Касаемо результата симуляционного обучения (4 вопрос), все врачи ответили, что стали увереннее в выполнении отрабатываемой методики (100%). Варианты «Мой уровень не изменился» и «Запутался и не понимаю теперь вообще, как правильно выполнять» не выбрал никто. И, конечно, хочется отметить, что среди пожеланий при ответе на 6 вопрос большинство врачей, 14 человек (87%), отметили использование симуляторов и тренажеров в обучении, а в качестве мотивации к посещению занятий 13 человек (81%) выбрали получение новых знаний.

Выводы

В целом, 100% врачей, погруженных в симуляционные условия в рамках обучения на цикле, положительно оценили данный подход. Отработка работы на тренажерах, симуляторах различного уровня сложности, работа в команде в симулированных условиях, несомненно, необходима для внедрения в образовательный процесс не только у групп студентов и молодых специалистов с целью освоения навыков, но и у более опытных, стажированных врачей, желающих закреплять свои навыки, освежать подходы с учетом меняющихся стандартов, новых технологий и современных реалий!

Тема: Организационные вопросы НПР
Неля Максумова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: