Автор(ы): С.А. Перепелица1,3, А.Е. Веревкин2
Город: Калининград
Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва
Актуальность
Остановка сердечной деятельности остается одной из основных проблем здравоохранения. Проведение расширенных реанимационных мероприятий в различных условиях трудовой деятельности является основой трудовой функцией врача анестезиолога-реаниматолога, с связи с чем уделяется пристальное внимание отработке навыка проведения сердечно-легочной реанимации в различных клинических условиях, в том числе во время транспортировки и в машине скорой медицинской помощи. Адаптация к условиям работы в специфических условиях требует особого подхода и обучения.
Цель
формирование устойчивого алгоритма действий при оказании квалифицированной медицинской помощи при остром коронарном синдроме, повышение стрессоустойчивости при работе с нестабильным пациентом, отработка коммуникации в команде в максимально реалистичных условиях.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 16 ординаторов 1-го и 2-го года обучения по специальности «Анестезиология-реаниматология» для которых был разработан клинический сценарий «Острый коронарный синдром, кардиогенный шок».
Выполнение клинического сценария проводилось в машине скорой медицинской помощи. Для выполнения симуляции приглашались два ординатора 2-го года обучения, один из них выполнял роль врача, другой – фельдшера. Обучение проводилось в два этапа: вначале весь сценарий выполнялся на высоко реалистичном роботе Аполлон в аудитории Регионального ресурсного центра симуляционного обучения и аккредитации в медицине БФУ им. И. Канта, а затем в машине скорой медицинской помощи (СМП) - реанимобиле. Все участники обзнакомились с устройством и оснащением реанимобиля.
Во время всех этапов симуляции осуществлялась непрерывная оценка действий ординаторов, велась прямая трансляция как с аудитории симуляционного центра, так и с машины СМП, что позволило остальным участникам следить за действиями ординаторов на всех этапах обучения.
Результаты
Выполнение симуляции в аудитории Регионального ресурсного центра симуляционного обучения и аккредитации в медицине БФУ им. И. Канта не вызвало затруднений у обучающихся.. Весь сценарий обе команды выполнили хорошо, продемонстрировали все необходимые действия, установили клинический диагноз, назначили дополнительное обследование и лечение, своевременно диагностировали остановку кровообращения и проводили реанимационные мероприятия. Полностью соблюдался алгоритм расширенной сердечно-легочной реанимации: частота компрессий составила 105 мин-1, глубина компрессий - 5,3 -5,5 см, в 95% случаев выполнялась полная декомпрессия. Интубация трахеи выполнена за 30 сек. Вентиляция легких осуществлялась саморасправляющимся мешком с дыхательным объемом 500-550 мл.
Второй этап проводился в реанимобиле. По легенде, у пациента на улице появилась внезапная сильная боль в грудной клетке, прохожие вызвали скорую медицинскую помощь. Перед участниками стояла та же задача: согласно алгоритму, оказать квалифицированную медицинскую помощь нестабильному пациенту в условиях машины скорой медицинской помощи. Первая бригада не имела опыта работы в подобных условиях. Уже в начале симуляции возникли сложности в сборе анамнеза, на который затрачено 2,5 мин. Выполнение принципа ABCDE и перемещение в машине было крайне затруднено из-за тесного помещения и верхней одежды, в которую было одеты участники, т.к. на улице было холодно и в машине произошел запрограммированный сбой подогрева кабины. Если на осмотр ABCDE в условиях симуляционного центра затрачено 3 мин., то в машине - время увеличилось до 6 мин. Также возникли проблемы при постановке периферического венозного катетера. Фибрилляция желудочков диагностирована сразу, но проводить полноценную сердечно-легочную реанимацию было трудно. Частота компрессий грудной клетки находилась в диапазоне 90-105 мин-1, глубина компрессий - 4,0-5,0 см, лишь в 50% случаев выполнялась полная декомпрессия. На интубацию трахеи затрачено суммарно 1,5 мин., т.е. выполнить ее в первой попытки не удалось. Врач, проводящий интубацию трахеи, не мог воспользоваться помощью фельдшера, т.к. в реанимобиле ограничено пространство, а ординатор впервые находился в таких условиях работы. Очень сложно было проводить дефибрилляцию, еще сложнее – обеспечить безопасность ее выполнения в узком пространстве машины СМП.
Во второй команде принимал участие ординатор, имеющий реальную практику на СМП. В этой симуляции время, затраченное на сбор жалоб, анамнеза заболевания составило 1,5 мин. Осмотр по принципу ABCDE проведен за 3 мин. Быстро и своевременно установлен периферический венозный катетер, интерпретирована электрокардиограмма, установлен клинический диагноз, назначено дополнительное обследование и лечение. Также быстро диагностирована фибрилляция желудочков. Своевременно и качественно проведена СЛР: частота компрессий грудной клетки находилась в диапазоне 105-110 мин-1, глубина компрессий -5,2-5,8 см, в 90% случаев выполнялась полная декомпрессия. На интубацию трахеи затрачено 30 сек. Вентиляция легких осуществлялась саморасправляющимся мешком с дыхательным объемом 500-550 мл. Реанимационные мероприятия проводились по алгоритму «Фибрилляция желудочков» с использованием дефибриллятора и назначением медикаментов.
Обсуждение
Проведение реанимационных мероприятий все чаще проводится во время транспортировки в машине СМП. Формирование у врачей анестезиологов-реаниматологов навыка работы в условиях, максимально приближенных к реалистичным, является основной задачей обучения. Как показала симуляция, ординаторы, не имеющие практического опыта работы в условиях реанимобиля, не смогли полноценно выполнить весь алгоритм действий, в том числе сердечно-легочную реанимацию.
Выводы
Высоко реалистичная симуляция in situ в машине скорой медицинской помощи является одним из этапов обучения ординаторов по специальности анестезиология-реаниматология, помогает сформировать необходимые навыки и когнитивные установки, которые помогут им в реальной практической деятельности и снизят дискомфорт в начале трудовой деятельности.
Светлана Перепелица
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.