Автор(ы): А.А. Чурсин, И.А. Ловчикова, Д.Е. Боев, А.В. Подопригора, А.А. Журомская, О.С. Сергеева, М.Б. Казакова, А.Ю. Лавлинский
Город: Воронеж
Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко
Актуальность
На момент написания тезисов, актуальным нормативным актом регламентирующим оказание первой помощи (ПП) в условиях мирного времени является Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" - подзаконный акт Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). С 1 сентября 2024 года вступает в силу действие Приказ Минздрава России № 220н от 3 мая 2024 года "Об утверждении Порядка оказания первой помощи" (зарегистрирован в Минюсте 31 мая 2024 года) и все сотрудники предприятий должны руководствоваться данным документом. Однако, в связи с определенными историческими обстоятельствами, требующими проведения СВО, вышли Указы президента №756, 757 от 19.10.2022, которые обязывают всех граждан, при объявлении в регионе их местонахождения режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, согласно Постановлению Правительства РФ №417 от 02.04.2020, оказывать первую помощь. Исходя из положений данных документов, Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР) входит в число регионов, в которых действует режим максимального уровня реагирования. Данное обстоятельство требует от преподавателей, осуществляющих подготовку по первой помощи, проводить ее не только в соответствии с вышеуказанными нормативными документами, но и с учетом реальной оперативной обстановки в регионах.
Цель
В данной работе нам хотелось бы поделиться опытом подготовки сотрудников предприятий регионов (на примере ДНР и ЛНР) в которых введено военное положение.
Материалы и методы
Материалы тезисов составлены на основе анализа разработанных программ подготовки сотрудников предприятий с высоким и максимальным уровнем реагирования, а также нормативных документов МО РФ (справочник по тактической медицине, приказ №760 МО РФ), международных протоколов ТССС (Tactical Combat Casualty Care) и нового порядка оказания ПП (Приказ Минздрава России № 220н от 3 мая 2024 года).
Результаты
Кафедра симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с самого начала проведения СВО занимается обучением первой помощи всех участников операции, начиная с преподавателей, осуществляющих подготовку мобилизованных и, заканчивая воинскими спецподразделениями непосредственно на линии боевого соприкосновения (ЛБС).
Осенью 2023 года сотрудники кафедры и Центра догоспитальной медицинской помощи начали проводить подготовку сотрудников ряда предприятий, находящихся в зоне проведения СВО и в том числе, находящихся в непосредственной близости к ЛБС (Донецк, Горловка, Макеевка).
Были разработаны специальные программы подготовки по ПП с основами «тактической медицины». Программы основывались не только на Приказе Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н, но и Приказе 760 Министерства Обороны РФ и, самое главное, на алгоритме осмотра и оказания первой помощи раненым, применяемым на данный момент в зоне СВО и разработанный Главным военно-медицинским управлением Министерства Обороны Российской Федерации (ГВМУ МО РФ) в 2022 году на базе протоколов помощи раненому Tactical Combat Casualty Care (ТССС).
Летом 2022 года ГВМУ МО РФ был утвержден алгоритм помощи раненым с мнемоникой «КУЛАК/БАРИН». Это адаптация к русскому языку международного мнемонического правила: «MARCH/PAWS». Особенностью данного алгоритма является акцент на важности остановки жизнеугрожающего наружного кровотечения и именно это действие выносится на первое место в основном алгоритме. При составлении обучающих программ мы основывались на данном алгоритме, учитывая то обстоятельство, что при минно-взрывной травме и огнестрельных ранениях, основной причиной смерти является именно массивная кровопотеря.
При обучении остановке жизнеугрожающих кровотечений использовались многие основополагающие принципы симуляционного обучения. Обучающиеся оказывали помощь на тренажерах и манекенах, участвовали в решении ситуационных задач.
Выводы
Алгоритм оказания помощи использующийся на поле боя имеет статистическое обоснование и доказательную базу. При подготовки гражданских лиц в регионах с высоким и максимальным уровнем реагирования, необходимо включать основы «тактической медицины» в программы обучения по первой помощи.
Александр Чурсин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.