Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Трехэтапная модель преподавания боевой хирургической травмы конечностей на специалитете по специальности 31.05.01 «Лечебное дело»

Трехэтапная модель преподавания боевой хирургической травмы конечностей на специалитете по специальности 31.05.01 «Лечебное дело»

Автор(ы): О.И. Рубанова, С.А. Перепелица

Город: Калининград

Учреждение: 1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Актуальность

В основе преподавания раздела боевой хирургической травмы конечностей в рамках дисциплины «Травматология и ортопедия» начали использоваться инновационные технологии, направленные на формирование клинического мышления. Симуляционное обучение остается основным разделом медицинской педагогики, т.к. возможна максимально реалистичном моделирование, имитация конкретной боевой хирургической травмы. Оптимальным подходом в обучении можно считать трехэтапную модель, которая включает методику «Перевернутое обучение», семинарские занятия и симуляционное обучение, во время которого студенты осваивают необходимые навыки оказания помощи пациентам с боевой хирургической травмой конечностей.

Цель

Оценить результаты внедрения в практическую педагогическую деятельность новой трехэтапной модели преподавания травматического повреждения конечностей

Материалы и методы

В научном исследовании приняло участие 30 студентов V курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело, изучавших дисциплину «Травматология и ортопедия». В рамках дисциплины отдельно выделена тема «Боевая хирургическая травма конечностей». Для подготовки к занятиям студенты получили план занятий, неограниченный доступ к лекционному материалу в онлайн - режиме, перечень учебников и учебных пособий по теме занятия. Обучение проходило в три этапа:
Первый этап, методика «Перевернутое обучение», включающее самостоятельное изучение теоретического материала, согласно учебному плану дисциплины;
Второй этап – семинарское занятие, на котором обсуждались отдельные вопросы, вызвавшие у студентов наибольшие трудности в процессе подготовки и решались клинические кейсы;
Третий этап – симуляционный тренинг с использованием манекена «Мэтти-Мэн» в модификации травматического повреждения конечностей с имитацией кровотечения. Студенты также работали в малых группах по 3-4 человека, оказывая этапную медицинскую помощь (этапы тактической медицины, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи) и определяя очередность эвакуации. Занятия проводились в Региональном ресурсном центре симуляционного обучения и аккредитации в медицине БФУ им. И. Канта.
Для занятий разработано несколько клинических кейсов и симуляционных сценариев, включающие огнестрельные и минно-взрывные ранения верней и/или нижней конечностей с повреждением и без повреждения костей.
Студентам на каждом этапе обучения предстояло продемонстрировать последовательность и содержание необходимых действий в конкретной ситуации, а также самостоятельно выполнить такие практические навыки, как тугая тампонада раны, в том числе с использованием местных гемостатических средств; наложение давящей повязки и кровоостанавливающего жгута (турникета); установка внутривенного периферического катетера и проведение инфузионной терапии; иммобилизация стандартными транспортными шинами при переломах костей конечностей и аутоиммобилизация; катетеризация мочевого пузыря; туалет и первичная хирургическая обработка огнестрельной раны, ампутация по типу первичной хирургической обработки (ПХО); профилактика гипотермии - использование термоизолирующего одеяла при эвакуации. Практические навыки студентов оценивались по разработанным чек-листам.

Результаты

На семинарских занятиях в процессе решения клинического кейса студенты каждой группы формулировали предварительный диагноз боевой хирургической травмы, принимали решение по тактике ведения пациента, необходимости в лечебно-диагностических мероприятиях на всех этапах лечения пострадавшего. В ходе обсуждении каждого кейса преподаватель непрерывно оценивал правильность выбранной студентами тактики, уделяя особое внимание морфологии огнестрельной раны и минно-взрывного ранения, клиническим проявлениям в зависимости от баллистических свойств огнестрельного оружия.
На занятии в симуляционном центре обучающиеся разделены на мини группы и решали симуляционные кейсы, демонстрируя необходимые практические навыки. На каждом этапе лечения студенты должны сформулировать последовательность и содержание необходимых действий в конкретной ситуации, определить метод остановки наружного кровотечения и выполнить практический навык, необходимый в данной клинической ситуации (наложение кровоостанавливающего жгута или турникета; выполнение тугой тампонады раны в том числе с использованием местных гемостатических средств; наложение давящей повязки, иммобилизацию стандартными транспортными шинами при переломах костей конечностей, установку внутривенного периферического катетера и применение инфузионной системы, катетеризацию мочевого пузыря; придание физиологического положения при эвакуации, профилактику гипотермии).
Последний этап выполнения симуляционного кейса - проведение медицинской сортировки. Необходимость в продолжении этапного лечения была определена во всех случаях верно, а навык определения очередности эвакуации сформировался недостаточно.

Обсуждение

Полученный результат подтверждает проблему актуальности формирования уровня практических навыков студентов старших курсов медицинских вузов, а также необходимости максимального приближения процесса подготовки кадров к современным нуждам практической медицины.
Данные литературы и результаты, полученные в ходе занятий, при оценке простых практических навыков (тугая тампонада раны, установка периферического катетера) свидетельствуют о необходимости обновления методического обеспечения учебного процесса, в котором одним из условий успешного побуждения к поисковой деятельности в процессе обучения является оптимизация мотивационных установок студентов-медиков.

Выводы

На современном этапе подготовки медицинских кадров трехэтапная модель преподавания боевой хирургической травмы конечностей в цикле «Травматология и ортопедия» на основе внедрения подхода ПК является оптимальной, поскольку способствует лучшему освоению теоретических знаний, практических навыков.

1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта,
2 ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области»,
3 НИИ общей реаниматологии им. В. А. Неговского ФНКЦ реаниматологии и реабилитологии

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Рубанова Оксана Ивановна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: