Апробация симуляционного обучения чрескожной пункционной гастростомии

Автор(ы): Гавщук М.В., Лисовский О.В., Кузнецова Ю.В.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность

Операцией выбора для паллиативной коррекции дисфагии общепризнанна чрескожная эндоскопическая гастростомия (ЧЭГ), что обусловлено малой инвазивностью и простотой выполнения вмешательства. Для успешного выполнения операции необходимо координированное взаимодействие эндоскописта и хирурга, наличие мануальных навыков, которые требуют регулярного выполнения вмешательства. В Российской Федерации ЧЭГ применяется относительно редко, что обусловлено высокой стоимостью импортных расходных материалов и анатомическими ограничениями у ряда больных. По данным Санкт-Петербургского территориального фонда ОМС с 2015 по 2020 год выполнено 558 ЧЭГ, что составило 26,3% всех гастростомий. Таким образом, существует проблема обучения и сохранения мануальных навыков специалистов в периоды отсутствия соответствующих операций.

Цель

Цель работы – обосновать применение симуляционных технологий для обучения и сохранения компетенций, необходимых для ЧЭГ.

Материалы и методы

В Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете разработан симулятор для пункции желудка и передней брюшной стенки при наложении ЧЭГ (RU2765110C1), представляющий собой манекен человека, имеющий рот, ротоглотку, съемные пищевод, желудок и переднюю брюшную стенку, позволяющие выполнять все этапы операции: гастроскопия, выбор точки наложения гастростомы с помощью трансиллюминации, пункция желудка через переднюю брюшную стенку с последующим введением проводника, захват проводника в просвете желудка биопсийными щипцами и выведение с эндоскопом через рот наружу, фиксация гастростомической трубки к концу проводника, протягивание гастростомической трубки за проводник через рот, пищевод, стенку желудка и переднюю брюшную стенку, фиксация гастростомы наружной прижимной пластиной и монтаж наружных приспособлений. Для симуляции операции использованы одноразовый гастростомический набор Freka PEG, FR 20 и катетеры Пеццера с оригинальными приспособлениями для гастростомии (RU 2669483 C1; 2759574 C1).
В апробации предложенного симуляционного обучения приняли участие 4 практикующих хирурга, 2 эндоскописта, 6 клинических ординаторов по специальности хирургия и 8 студентов – участников студенческого научного общества. После изучения теоретических вопросов и демонстрации симуляции ЧЭГ на манекене были сформированы 6 бригад по 3 человека, которые выполняли роли хирурга, эндоскописта и медицинской сестры. Каждая бригада выполнила по 5 симуляций ЧЭГ при этом регистрировалось наличие ошибок в процессе выполнения процедуры и затраченное время на проведение операции, округленное до минут.

Результаты

При первой симуляции у всех 6 бригад были зарегистрированы ошибки, обусловленные плохой координированностью взаимодействия членов команды и отсутствием тактильных навыков: в 4 случаях имелись нарушения принципов асептики, в 2 случаях ошибочно перерезан проводник для проведения гастростомической трубки через переднюю брюшную стенку. Время, затраченное на выполнение первой симуляции ЧЭГ составило от 20 до 28 минут, среднее – 25,2±2,86 минут. Во время выполнение пятой симуляции ЧЭГ технических ошибок не было, среднее время процедуры сократилось на 52% (UЭмп = 0; p<0,01) и составило от 9 до 16 минут, среднее – 12,0±2,60 минут.

Обсуждение

Все специалисты стремятся овладеть современными малоинвазивными вмешательствами, в числе которых пункционная гастростомия. При этом в составе операционной бригады, согласно паспортам специальностей, должны работать эндоскопист и хирург, которые редко ассистируют друг другу в клинической практике и не формируют постоянных бригад. Поэтому отсутствие специализированных операционных бригад и постоянного потока больных, нуждающихся в ЧЭГ, затрудняет обучение специалистов, сохранение имеющихся мануальных навыков и координированности командной работы. Манекен не может полностью соответствовать живому пациенту, но результаты исследования продемонстрировали эффективность симуляции для улучшения координированности действий операционной бригады, уменьшения риска технических ошибок и уменьшения времени выполнения вмешательства.

Выводы

Для успешного выполнения малоинвазивной гастростомии под контролем гастроскопии необходимо наличие мануальных навыков и координированное взаимодействие операционной бригады, что сложно обеспечить при редком выполнении операций.
Применение симуляционных технологий позволяет приобрести и сохранить необходимые мануальные навыки и координированность взаимодействия операционной бригады, что снижает риск развития осложнений и уменьшает время выполнения процедуры (p<0,05).

Тема: Хирургия, лапароскопия
Гавщук Максим Владимирович

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: