Симуляционное обучение в подготовке врача скорой медицинской помощи

Автор(ы): Кулигин А.В., Матвеева Е.П.

Город: Саратов

Учреждение: Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского

Актуальность

С введением процедуры аккредитации перед образовательными учреждениями были поставлены определенные задачи, которые состояли как в технической подготовке, так и в изменении подхода к обучению. Бездумное копирование оцениваемых действий и механическое запоминание правильных ответов приводит к формированию шаблонного мышления у молодого специалиста. В этом случае добиться повышения качества оказания медицинской помощи, как конечной цели образовательного процесса в медицинском вузе практически невозможно. С учетом особенностей восприятия молодого поколения надо задуматься о перестройке системы преподавания клинических дисциплин и проверки полученных знаний на всех этапах обучения.
Анкетирование 1000 молодых врачей со стажем менее 5 лет по оценке их подготовки в вузе показало, что по клиническим дисциплинам только 23% респондентов оценили свою подготовку как хорошую, 55% - как удовлетворительную, а 22% - как неудовлетворительную. Оценка молодыми врачами качества сформированных в вузе практических умений и навыков показала следующее: 12% считали их качество хорошим, 49% -удовлетворительным и 39% - неудовлетворительным. Респонденты отмечают низкий уровень усвоения практических навыков оказания и не имеют четкого отлаженного алгоритма действий.
В ходе тестирования базовых манипуляций врача скорой помощи врачи совершают серьезные ошибки. 80% врачебных ошибок возникает вследствие отсутствия навыков работы в команде. Проблемы теоретической подготовки оказывают гораздо меньшее влияние на частоту врачебных ошибок, чем пробелы в формировании навыков коммуникации и лидерских качеств.

Цель

Обобщить и систематизировать имеющийся опыт применения современных образовательных технологий в подготовке конкурентоспособного врача скорой медицинской помощи в Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского и подобрать оптимальную методику работы с группой

Материалы и методы

Анализ эффективности применения симуляционного обучения в Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского был проведен в 2018-2020 г.г. среди слушателей центра дополнительного профессионального образовани. В рамках обучения было проведено 15 занятий в 4 группах с использованием современных образовательных технологий (исследуемая группа). Контрольную группу составили сопоставимые по количеству группы слушателей не прошедшие обучение с применением данных технологий обучения. При анализе исходного уровня знаний различий выявлено не было.
В процессе преподавания дисциплины у врачей оценивали уровни овладения следующих практических навыков: применение экстренной медицинской помощи с применением FAST-протокола, пункция и катетеризация подключенной вены под УЗИ-навигацией и др. Слушателем с высоким и удовлетворительным уровнем овладения относили к группе освоивших практический навык, обучающихся с низким уровнем овладения - к группе не освоивших. Для определения степени овладения были использованы алгоритмы выполнения манипуляций, разработанные на основании порядков оказания скорой медицинской помощи пострадавшим (чек-листы). По чек-листу оценивались, техника выполнения, соблюдение время действий. Степень освоения с учетом баллов делилась на высокий, удовлетворительный, низкий уровни.

Результаты

При оценке степени освоения практических навыков было выявлено, что в группе исследования обучающихся с высоким и удовлетворительным уровнем знаний составили 93,3%, в контрольной группе их количество составило 70,5%. Количество врачей, не сумевших овладеть практическими навыками было в контрольной группе на 17% больше, чем в исследуемой группе.
Для оценки результатов внедрения данной технологии исследованы результаты исследования, испытанные на опыте в каждой группе, испытании нахождения в коллективе. В результате проведенной работы участников контрольной группы отметили повышение уровня согласованности внутри коллектива; взаимопонимания, сотрудничества, продуктивности при работе в коллективе.
Проведенная работа в контрольной привела к значительному повышению показателей межличностного взаимодействия по мере проведения эксперимента. При анализе показателей в группе сравнения отмечался их меньший прирост, что свидетельствовало о замедлении процессов интеграции и формировании коллектива в ней. Изменение социально-психологических позиций врачей в контрольной группе достоверно (Р <0,5)

Выводы

С помощью квеста можно сформировать клиническое мышление, поскольку данный вид игры учит выявлять логические закономерности в цепи событий. Кроме того, успешное прохождение квеста по определенным аспектам практической деятельности может служить своего рода допуском к работе, где слушатель будет участвовать в процессе оказания помощи, подходя к ситуации не механистически, заучив последовательность манипуляций, а осознанно.
При внедрении современных образовательных технологий, как формы практических занятий отмечена высокая эффективность использования времени для занятий самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Разнообразные приемы обучения выступают как современные технологии учебного процесса. Благодаря внедрению технологий обучающиеся приобрели возможность в процессе обучения оптимизировать обратную связь и получить поддержку от коллег и преподавателей.
Игровые технологии как, как совокупность методов и инструментов, являются способом закрепления материала в долговременной памяти у обучающихся. Интерес к интеллектуальной и тематической игре, который можно пробудить у врача, будет впоследствии служить основой для внутренней мотивации к дальнейшему повышению квалификации и саморазвитию. Квест, как задание с решением логических задач, может являться идеальным способом, как обучения, так и проверки полученных знаний

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Екатерина Матвеева

Унификация подготовки школьников медицинских классов к конкурсам предпрофессиональных умений

Автор(ы): И.П.Левчук, М.В.Костюченко

Город: Москва

Учреждение: Российский национальный исследовательский медицинский университет им.Н.И.Пирогова

Актуальность

В настоящее время в рамках профориентационного обучения школьников идет достаточно активная работа, разрабатываются и внедряются летние медицинские курсы и школы, проводятся фестивали, что позволяет более осознанно подойти к дальнейшему обучению в медицинском вузе и выбору специализации медицинской деятельности. Также с целью профориентации и аттестации учащихся по программе медицинский класс в московской школе с 2018 года был внедрен предпрофессиональный экзамен, включающий в теоретической части программы по биологии, химии, основам медицинских знаний и другим естественнонаучным предметам, в практической части оцениваются навыки по оказанию первой помощи. С 2021 года предпрофессиональный экзамен проводится в формате конкурса предпрофессиональных умений «Предпрофессиональная мастерская медицинского профиля». Подготовка учащихся медицинских классов к предпрофессиональному экзамену, особенно к практической части, является важным аспектом в подготовке будущих медицинских кадров, т.к. значительно облегчает дальнейшее обучение в университете по дисциплинам в области неотложной помощи.

Цель

Цель - анализ качества освоения учащимися медицинских классов практических навыков оказания первой помощи и унификация подготовки к конкурсам предпрофессиональных умений.

Материалы и методы

С 2018 года на базе РНИМУ им.Н.И.Пирогова проходит предпрофессиональный экзамен (конкурс предпрофессиональных умений "Предпрофессиональная мастерская медицинского профиля") для учащихся медицинских классов московских школ, в 2021 году подали заявки на участие также школьники из других регионов России. Проведен анализ результатов и оценка ответов участников, сравнивались результаты ответов при очном и дистанционном проведении практической части ( в связи с ограничениями на период пандемии COVID-19). Практическая часть экзамена проводится в форме решения практических ситуационных задач (кейсов). Результаты экзамена оцениваются в баллах, максимум 60 баллов за 2 кейса, в ходе решения которых участник должен продемонстрировать знания алгоритмов оказания первой помощи и практических навыков работы с табельными (медицинские средства, входящие в состав аптечек первой помощи) и импровизированными средствами при различных несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях. Все кейсы моделировались на манекенах, для демонстрации некоторых практических навыков привлекались волонтеры (студенты).

Результаты

Анализ результатов практической части конкурса показал, что наибольшие затруднения, несмотря на достаточно широкий охват школьников профориентационными мероприятиями, вызывают выполнение мероприятий сердечно-легочной реанимации (28%-затруднения с алгоритмом, 7%-неправильное соотношение компрессий грудной клетки и искусственных вдохов, 72%-затрудняются с проведением оценки эффективности реанимации, прерывая реанимацию слишком часто, 34%-затруднения с демонстрацией навыков при правильном их описании, 26%-останавливались после выполнения первого цикла компрессий и вдохов), остановки наружного кровотечения (14%-затруднения при наложении жгута, 24%-затруднения при выполнении давящей повязки, 12%-затруднения в выборе метода остановки кровотечения, 34% - забывали о необходимости продолжения мероприятий первой помощи после временной остановки кровотечения), оказания помощи пострадавшим с термической травмой (24% - незнание алгоритмов). Более половины участников были остановлены экзаменатором при попытке выполнения практических навыков с нарушением правил личной безопасности. Также у 28% участников затруднения были в выборе средств первой помощи и их применении.

Обсуждение

Обучение основам оказания первой помощи входит в школьную дисциплину "Основы безопасности жизнедеятельности", однако в зависимости от учебно-методического комплекта и образовательной программы, применяющейся в конкретной школе, первую помощь изучают в 6,9 или 10 классах. Анализ доступных школьникам для подготовки ресурсов показывает их недостаточность для подготовки к конкурсу предпрофессиональных умений, в УМК для школ практически полностью отсутствует демонстрация практических навыков, а интернет-ресурсы зачастую могут демонстрировать выполнение навыков с ошибками или по старым алгоритмам. Обучение школьников основам первой помощи, особенно в медицинских классах, должно согласовываться с перечнем состояний, при которых необходима первая помощь, и ключевым мероприятиям при них (согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»), а также с Примерной программой обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь, одобренной Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки». С целью ликвидации дефицита профильного учебного материала по первой помощи для школьников медицинских классов разработано учебное пособие "Первая помощь при несчастных случаях и в чрезвычайных ситуациях", ориентированное на восполнение дефицита практических навыков у школьников, и видеолекции с демонстрацией практических навыков для подготовки к конкурсу. На базе кафедры медицины катастроф РНИМУ им.Н.И.Пирогова проходят курсы первой помощи для школьников, консультации в виде лекций и практических мастер-классов, мероприятия по первой помощи в рамках Университетских суббот.

Выводы

Несмотря на значительное количество общедоступной информации по первой помощи в настоящее время наблюдается недостаточность практической составляющей подготовки учащихся медицинских классов. Внедрение единой программы подготовки по первой помощи с упором на современные алгоритмы и освоение практических навыков является важной задачей и позволит значительно повысить их готовность к будущему обучению в медицинском вузе и оказанию первой помощи не только в симулированных условиях конкурса, но и в реальной обстановке.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Марина Костюченко

Применение симуляционного обучения в рамках курса «Общественный спасатель».

Автор(ы): Валеева Ю.В., Киясова Е.В., Сатдарова В.М., Гараев А.Т., Нургалиев Д.Ф.

Город: Казань

Учреждение: ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Институт фундаментальной медицины и биологии.

Актуальность

Симуляционное обучение в последние годы является неотъемлемой частью в обучении врачей и студентов-медиков. В мае 2021 года на базе Центра симуляционной медицины Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета совместно с Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан был разработан и реализован «гибридный» обучающий курс «Общественный спасатель» для всех желающих, не имеющих медицинского образования. Общественный спасатель – это лицо, которому недостаточно владеть только теоретическими знаниями на этапе оказания первой помощи до приезда скорой медицинской помощи. Поэтому полученные теоретические знания должны быть отработаны и закреплены на практике с использованием симуляционного оборудования.
Подобное обучение стартовало впервые на территории Российской Федерации.

Цель

Цель курса – научиться определять угрожающие жизни состояния и уметь выполнять мероприятия по оказанию первой помощи. Совместно с МЧС научиться правильно эксплуатировать специализированную технику МЧС.

Материалы и методы

Симуляторы, тренажеры, манекены, позволяющие максимально приблизить неотложную ситуацию к реальности, специализированная техника МЧС.
При организации учебного процесса создаются условия для формирования и закрепления различных навыков обучающихся в рамках разработанного курса путем создания ситуаций приближенных к реальности и ситуационных задач, с практической отработкой тактильного контакта при работе с симулятором.

Результаты

На образовательный курс записались 65 человек, из них теоретическую и практическую подготовку прошли 40 человек. Были сформированы две группы обучающихся по 20 человек в каждой, которые состояли из школьников старших классов (5 человек), студентов (30 человек), работающих (общественники, волонтеры и предприниматели – 5 человек).
В результате обучения значительно повысился уровень теоретических знаний, которые обучающиеся уверено применяли на практике.
Результатом подготовки обучающихся в рамках курса «Общественный спасатель» является их удовлетворенность своими навыками и уровнем знаний при оказании первой помощи. Показателем успешных результатов подготовки служит способность применения обучающимися своих знаний и умений в сложившейся неотложной ситуации и исключение ошибок на этапе первой помощи.
Несколько человек, из прошедших обучение, летом 2021 года принимали участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
в Республике Крым – 8 человек,
в ЯНАО – 6 человек,
в Норильске – 5 человек,
в Якутии – 11 человек.

Выводы

Необходимым элементом подготовки общественных спасателей должна стать не только теоретическая, но и практическая подготовка обучающихся на базе симуляционных центров организаций, где проводится обучение навыкам оказания первой помощи.

Валеева Ю.В., Киясова Е.В., Сатдарова В.М., Гараев А.Т. - ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Институт фундаментальной медицины и биологии.
Нургалиев Д.Ф. - "Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)"

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Юлия Валеева

Готовность населения к оказанию первой помощи в экстренных ситуациях и ее эффективность

Автор(ы): Дорофеев А.Л.

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России

Актуальность

Здоровье человека является естественной, абсолютной и непререкаемой жизненной ценностью, и от скорости и качества оказания первой помощи порой зависит жизнь человека и эффективность последующих медицинских действий.
Оказание первой помощи регламентируется статьей 31Федерального закона №323-ФЗ. В положениях нормативного документа выделяются группы, которые обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом, в том числе: сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. П.4 ст.31 этого закона декларирует, что другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь включает в себя отсутствие сознания, остановку дыхания и кровообращения, наружное кровотечение, инородные тела верхних дыхательных путей, травмы различных областей тела, ожоги, отморожения, отравления.
Важным моментом является факт, что в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации для всех поступающих на работу проводят инструктаж по охране труда и оказанию первой помощи.

Цель

Изучение психологической готовности по оказанию первой помощи в обычной жизни, проверка теоретических знаний по сердечно-легочной реанимации и оценка практических действий по оказанию первой помощи в симулированных условиях для немедицинского персонала.

Материалы и методы

Целевая группа включала лиц различного возраста немедицинских специальностей.
Для работы была разработана анкета по оценке готовности к оказанию первой помощи и факторах, влияющих на нее, подготовлен тест по сердечно-легочной реанимации, в МАСЦ ДВГМУ подготовлены станции по оценке практических навыков по оказанию первой помощи.
В мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре были развернуты следующие станции с клиническими сценариями: артериальное кровотечение из верхней или нижней конечности, обморок, остановка сердца, закрытый перелом верхний или нижней конечности, ситуация, связанная с наличием инородного тела в верхних дыхательных путях с полным нарушением вентиляции.

Результаты

В исследовании приняли участие 44 человека (63,64% женщин и 36,36% мужчин). Из общего числа 59,09% проходили обучение по оказанию первой помощи: 30,77% - в школе, 69,23% - в среднем или высшем учебном заведении, 7,69% - по месту работы и 19,23% изучали самостоятельно. Примечательно, что в 19,23% - обучение проходили на трех уровнях, в 30,77% - на двух уровнях образования.
По результатам анкетирования психологическую готовность оказать первую помощь пострадавшему отметили 90,91%, 77,27% готовы помочь любому нуждающемуся вне зависимости от внешнего вида и социального статуса. 13,64% - готовы помочь только при наличии дополнительных условий (наличие свободного времени, особое настроение, если будут находиться в непосредственном контакте с нуждающимся в помощи - в самолете, на поезде, на корабле, в автобусе). 9,04% - готовы помочь только социально адаптированному человеку (оценивался статус и внешний вид).
При анализе ситуаций, при которых готовы оказать первую помощь отмечено, что 90,91% придут на помощь, если к ним напрямую обратятся; 68,18% - если ситуация произойдет «на глазах»; 40,91% - если увидят человека без сознания; 63,64% - если стали свидетелем (участником) аварии (техногенной или иной катастрофы).
Перечень действий, которые вкладываются анкетируемыми в понятие «прийти на помощь» включают в себя: вызов СМП (81,82%), находиться рядом до приезда скорой (59,09%), оценка состояния человека (45,45%), остановка наружного кровотечения (40,91%), помощь при обмороке (40.91%), помощь при подозрении на перелом или вывих (34,09), проведение сердечно-легочной реанимации (25%), выполнение приемов, направленных на удаление инородного тела из глотки (25%).
Крайне интересным является самооценка своих навыков в перечисленных ситуациях. По мнению анкетируемых, уверенно владеют этими навыками только 27,27%.
Оценка практических действий показала следующий уровень владения навыками: остановка наружного кровотечения (25%), помощь при обмороке (50%), помощь при подозрении на перелом или вывих – оценивалась транспортная иммобилизация - (34,09), проведение сердечно-легочной реанимации (9,09%), выполнение приемов, направленных на удаление инородного тела из глотки (34,9%).
Комплексное владение приемами первой помощи продемонстрировали только 4 человека (9,09 %).

Обсуждение

В результате проведения исследования получены исключительные данные по готовности к оказанию первой помощи и факторах, влияющих на готовность. В результате работы собран материал который можно использовать в образовательном процессе для немедицинского персонала.
Проведен анализ теоретической подготовки исследуемых групп по оказанию первой помощи. Выявлены типичные ошибки при оказании первой помощи, подготовлены методические материалы по устранению выявленных ошибок.
По результатам нашего исследования, эффективность оказания первой помощи в исследуемых ситуациях в подавляющем большинстве случаев являлась имитацией, которая в реальных условиях будет низкоэффективной и принесет только психологическое удовлетворение человеку, который оказывал помощь при условии неизвестности неблагоприятного результата.

Выводы

Полученные материалы демонстрируют важность трехкомпонентного подхода в организации первой помощи.
1. Формирование мотивации и готовности к оказанию первой помощи.
2. Стандартизировать этапы теоретической подготовки для различных возрастов и профессий.
3. В обязательном порядке включать в программу подготовки занятия в симулированных условиях.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Дорофеев

Эффективность дистанционной подготовки студентов к практике проведения реанимационных мероприятий

Автор(ы): Олексик В.С, Ходус С.В., Барабаш И.В.

Город: Благовещенск

Учреждение: ФГБОУ ВО АмурскаяГМА Минздрава России

Актуальность

На сегодняшний день в условиях борьбы с пандемией новой коронавирусной инфекцией COVID 19 имеется положительная динамика: снят ряд ограничений, касающихся организации учебного процесса и проведения практических занятий со студентами. Однако имеющаяся угроза распространения инфекции требует пересмотра подхода не только к традиционным, симуляционным формам обучения, но и к самостоятельной работе студентов. Внедрение дистанционного метода самоподготовки, должно способствовать улучшению качества практической подготовки у студентов.

Цель

Практическое обоснование эффективности дистанционного метода подготовки к практике проведения реанимационных мероприятий студентами 6 курса лечебного факультета.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 117 студентов 6 курса ЛФ ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. Ввиду сложившейся эпидемиологической ситуации, с целью сокращения времени контакта между студентами, во время симуляционного занятия, и более быстрого овладения навыком КГК, нами был предложен дистанционный метод самоподготовки к практическому занятию в симуляционном центре. Студентов, принявших участие в исследование разделили на две группы. Студенты группы I, при подготовке к симуляционному занятию, использовали лекционный материал и видеопособия. Студентам, вошедшим в группу II, при подготовке к симуляционному занятию, помимо прочтения лекций и просмотра видеопособий, предлагалось выполнить КГК в домашних условиях на любом мягком предмете (подушка, мягкая игрушка и т.д.), с подробным объяснением техники выполнения базового комплекса СЛР (место постановки рук, глубина, частота компрессий). Компрессии выполнялись под ритмичную музыку с темпом 110-115 ударов в минуту. Весь процесс выполнения базового комплекса СЛР фиксировался на видео, после чего видео отправлялось преподавателю на электронную почту. После просмотра видео, преподаватель мог выявить ошибки и дать рекомендации, для более эффективного выполнений КГК. На следующий день, в начале симуляционного занятия, без дополнительной подготовки студентам предлагалось выполнить базовый комплекс СЛР на реалистичном манекен-тренажере для реанимационных мероприятий (Ambu Man Advanced®), кото-рый позволяет проводить компьютерную фиксацию следующих показателей: правильность положения рук (%), среднюю частоту компрессий в минуту, процент компрессий, выполненных с верной частой, среднюю глубину КГК в мм и процентах от общего количества, релаксацию грудной клетки (в про-центах от общего количества компрессий). Исследование проводилось в 2 этапа: после дистанционной самоподготовки во время практического занятия, а также во время прохождения процедуры первичной аккредитации, пу-тем анализа данных манекен-тренажера. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью программы Microsoft Excel 2013 и SPSS Statistic 22.0, рассчитывали среднее значение (М) и 95% доверитель-ный интервал для среднего (95% ДИ). При сравнение полученных данных использовали методы непараметрической статистики (расчет критерия Мана-Уитни). Для всех видов статистического анализа значимыми считались раз-личия значений при p≤0,05.

Результаты

Проведя сравнительный анализ полученных данных 1 этапа исследования, нами выявлены статистически значимые различия процента верной частоты и релаксации КГК: среднее значения процента КГК, выполненных с верной частотой в группе II составило 76,7% (95% ДИ от 67,7% до 85,6%), что на 34,1 % больше чем в группе I - 42,6% (95% ДИ от 26,7% до 58,6%) (p=0,039). При этом процент студентов, выполнивших КГК с верной частотой (от 100 до 120 в минуту), в группе I составил 24,6%, в группе II - 65%. Однако среднее значение процента КГК с достаточной релаксацией грудной клетки в группах I и II составила 71,5% (95% ДИ от 58,3% до 84,7%) и 53,1% (95% ДИ от 40,5% до 65,8%) соответственно (p=0,008). На 2 этапе исследования статистически значимых различий правильности выполнений КГК не выявлено: среднее значение процента КГК, выполненных с верной частотой в группе I и в группе II практически не отличались 73,1% (95% ДИ от 64,4% до 81,8%) и 72,7% (95% ДИ от 64,4% до 81,8%) соответственно (р= 0,556). Однако, процент студентов, выполнивших КГК с верной частотой (от 100 до 120 в минуту) в группе II был на 11,5% больше, чем в группе I (81,7% и 70,2% соответственно).

Обсуждение

Исходя из полученных данных можно говорить о том, что предложенный дистанционный метод подготовки увеличивает показатель процента КГК, выполненных с правильной частотой, без предварительной подготовки в симуляционном центре. В тоже время, процент КГК с достаточной релаксацией грудной клетки в группе II был на 18,4%, меньше, чем у студентов из группы I. Это можно объяснить условиями отработки компрессий на мягком предмете, невозможностью объективно оценить верность глубины КГК и релаксации грудной клетки, а также сложностью самоконтроля обучающегося.

Выводы

Предложенный метод дистанционной подготовки к практике проведения реанимационных мероприятий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, позволяет более эффективно сформировать у студента навык верной частоты КГК, что подтверждается более высоким процентом КГК, выполненных с верной частотой (76,7%), против 42,6% в группе студентов проходивших самоподготовка в традиционном формате. Процент студентов, выполнивших КГК с верной частотой (от 100 до 120 в минуту) во время процедуры первичной аккредитации специалиста также был на 11,5% больше в группе, проходившей самоподготовку по предложенному дистанционному методу (81,7% и 70,2% соответственно).

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Владимир Олексик

Опыт организации командной работы при лечении COVID – 19, в условиях Симуляционного центра

Автор(ы): Н.А. Талкимбаева, Б.М. Курманаева, С.Н.Мизонова, Е.Амангелдіқызы

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: НАО "Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова".

Актуальность

Проблема распространения инфекции COVID – 19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-19, приобрела пандемический характер. ВОЗ объявила распространение COVID – 19 чрезвычайной ситуацией в международном масштабе. В процесс пандемии вовлечены более 220 стран. Зарегистрировано свыше 170 миллионов случаев зараженных, из которых 3,54 миллиона человек скончалось. По данным ВОЗ, в период 2020 года по всему миру зафиксировали более 168 миллионов случаев заражения коронавирусом. Университет Джона Хопкинса констатирует, что пандемия унесла жизни более 1,6 миллиона человек за тот же период. Угроза распространения COVID – 19 растет с каждым днем по всей планете.
Пандемия не обошла стороной и Казахстан. Об актуальности проблемы распространенности тяжелой инфекции в Казахстане свидетельствуют сохранение чрезвычайной ситуации и карантина во многих регионах и городах.

Цель

В нашем Симуляционном Центре разработаны и внедрены в практику сценарии, для командной работы по отработке навыков клинической и дифференциальной диагностики лечения больного с распространенными и осложненными формами COVID-19 инфекции. В условиях дефицита времени, на роботах-манекенах 6 уровня реалистичности, отрабатывались практические навыки по оказанию необходимой помощи больным с поражением более 55-65% легочной ткани.

Материалы и методы

Робот-манекен «АППОЛОН» способен воспроизводить функциональные особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволил достоверно и наглядно представить течение патологического процесса, задаваемого для симуляционной отработки.
Инструментальные методы исследования, такие как КТ и R-графия легкого взяты у больного, перенесшего короновирусную инфекцию COVID – 19. Традиционную объемно-циклическую ИВЛ осуществляли с помощью аппарата «HAMILTON MEDICAL». Автоматизированные видиоблоки позволили воссоздать на прикроватном мониторе АД сист.. АД диаст.,ЧСС., SpO2, диаграмму дыхания и запись ЭКГ. Робот- манекен «АППОЛОН» достоверно представлял состояние пациента, отразил ситуацию дыхательной недостаточности с тахипным 35 в минуту, воссоздал влажные дыхательные хрипы в легком с понижением SpO2 до 88%.

Результаты

Клиническая задача поставленная перед обучающимися, позволила наглядно отработать навыки в постановке диагноза, интубации трахеи и бронхов, перевода больного на ИВЛ. В момент перевода больного на ИВЛ подбирались режимы ИВЛ, в том числе с ПДКВ. Режим ИВЛ подбирался индивидуально на дыхательном аппарате под контролем КЩС и газов крови, которые задавались тренером в зависимости от поставленной ситуационной задачи. Перевод больного на ИВЛ с гипероксической дыхательной смесью – FiO2 = 1.0, на фоне стойкой гипоксемии проводили для стабилизации газообмена. Отработаны навыки поэтапного снижения FiO2 в дыхательной смеси по мере стабилизации SpO2, учитывая токсичность кислорода.
Изменяя ход сценария усложняли тяжесть состояния пациента. Обучающиеся врачи-интерны демонстрировали технику интубации трахеи, навыки перевода пациента робота-манекена на ИВЛ и подбор режима ИВЛ с ПДКВ индивидуально, поэтапно в зависимости от состояния гемодинамических показателей и газов крови.

Выводы

В программу обучения практических навыков в Симуляционных центрах, мы рекомендуем использовать специально разработанные сценарии по различным дисциплинам с видиороликами, с участием самих обучающихся где отработка навыков происходит в соответствии с поставленными целями и задачами преподавателя. Образовательное видео, в данном случае по неотложным состояниям, используется как метод командного обучения, легко усваивается и надежно остается в памяти обучаемого.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Еңлік Амангелдіқызы

Симуляционное обучение установки спинальных (эпидуральных) порт-систем

Автор(ы): Копцов С.В., Гарбузов Е.Ю., Щербак С.Г.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ЧОУ ДПО "Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева"

Актуальность

Болевой синдром частая причина снижение качества жизни у пациентов с онкологическими заболеваниями, особенно у некурабельных больных, с далеко зашедшим процессом. Боль у этой категории пациентов достигает значений 7 и более баллов по шкале ВАШ (визуально-аналоговая шкала) [1]. Основными причинами болевых ощущений при онкологических заболеваниях являются сама опухоль, которая вызывает вовлечение болевых афферентов различных органов и тканей (поражение костей, мягких тканей, кожи, внутренних органов, окклюзия сосудов, органов пищеварительного тракта и др.) Во-вторых: осложнения опухолевого процесса (патологический перелом, некроз, изъязвление, воспаление, инфицирование тканей и органов, тромбозы). В третьих: последствия астенизации (пролежни, трофические язвы, запоры), и наконец: противоопухолевое лечение само становится источником сильнейших болевых реакций [2]
Лекарственные препараты, в том числе и наркотические анальгетики, помогают не всегда, а иногда и вообще, не дают эффект[4]. Возникает необходимость дополнительного обезболивания. И эту роль берут на себя спинальные или эпидуральные блокады нервных структур, где в качестве основного средства обезболивания выступают местные анестетики длительного действия (ропивакаин, бупивакаин), вводимые через катетер к сегменту спинного мозга или спинно-мозговым корешкам. При этом достигается длительное и, что очень важно, управляемое обезболивание, которое может осуществляться с помощью болюсных инъекций, либо инфузионно, капельно через эластомерные помпы [5].

Материалы и методы

Данные методики могут применяться только в условиях стационара, так как все системы доставки местного анестетика (катетер, соединитель, вход-павильон, фильтр) находятся на поверхности кожи и контактируют с окружающей средой, и не могут быть использованы в амбулаторной практике, где невозможно соблюсти строгие асептические условия. Альтернативой являются полностью имплантированные спинальные или перидуральные порт-системы, которые могут быть использованы даже в домашних условиях [3].
Установка данных систем требует от врача хорошего мануального навыка, который формируется за длительный промежуток времени, исходя из практического опыта специалиста. Чтобы ускорить приобретение надлежащей практики в настоящее время прибегают к использованию симуляционных манекенов.

Результаты

В 40-ой больнице в настоящее время используется тренажёр, имитирующий человеческую спину от шейного до крестцового отдела позвоночника фирмы «Медиолл». Манекен, благодаря реалистичной тактильной и акустической обратной связи, даёт возможность манипулятору почувствовать прохождение основных анатомических образований спины и попадание в пространства: эпидуральное (методом «утраты сопротивления) и спинальное (интратекального) пространства с реалистичным сопротивлением твердой и паутинной мозговых оболочек и видимым вытеканием жидкости, имитирующей ликвор. При катетеризации пространств, врач может видеть ход продвижения и уровень нахождения кончика катетера и меткам на его внешней части, что очень важно для понимания уровня блокады, и возможного прогнозирования побочных действий в виде моторной и нейро-вегетативной блокады. Уже несколько занятий с манекеном дают хорошую практику врачу, после которой он может уверенно применять свой опыт на пациентах.

Выводы

Подобная методика обучения с симуляционным манекеном даёт возможность врачу обучиться в короткий срок мануальному навыку идентификации спинального и эпидурального пространства и практики катетеризации этих пространств для последующей установки имплантированных порт-систем у пациентов онкологического профиля с выраженным болевым синдромом.

Использованная литература:
1. «Злокачественные новообразования в России в 2018 году. Заболеваемость и смертность» Под редакцией А. Д. Каприна, В. В. Старинского, Г. В. Петровой, М.: МНИОИ им. П.А. Герцена  филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России,  2019.  250 с.
2. Паллиативная помощь онкологическим больным. Пособие для врачей. – М., 2000. – 52 с.
3. Agency for Health Care Policy and Research. Clinical practice guideline. Management of cancer pain. Available at: http://www.painresearch.utah.edu/cancerpain/guidelineF.html
4. Nessa Coyle and Myra Glajchen. Pain Management in the Home: Using Cancer Patients as a Model // Practical Management of Pain / Benzon H.T. et al. 2014. 5th ed. Ch 78, 1040–1048. ISBN-10: 0323083404 ISBN-13: 978-0323083409
5. Wool MS, Mor V. A multidimentional model for understanding cancer pain. Cancer Invest. 2005. Vol 23, No 8. P.727–734.

Авторский коллектив:
Копцов С.В., к.м.н., преподаватель ЧОУ ДПО "Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева", врач анестезиолог-реаниматолог высшей категории, к.м.н.
СПБГБУЗ «Городская больница №40» г. Сестрорецк (Санкт-Петербург)
(balbobek@mail.ru +7-921-999-03-91)
Гарбузов Е.Ю., зав. отд. анестзиологии и реаниматологии СПБГБУЗ «Городская больница №40» г. Сестрорецк
Щербак С.Г. д.м.н., профессор, главный врач СПБГБУЗ «Городская больница №40» г. Сестрорецк

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Наталья Кощеева

Особенности симуляционного обучения экстренной медицинской помощи врачей неургентных специальностей в рамках НМО

Автор(ы): Ловчикова И.А., Чурсин А.А., Подопригора А.В., Боев С.Н., Боев Д.Е., Вислова О.П., Сергеева О.С., Жуков А.А.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

Федеральный закон от 21.11.2011г. №ФЗ 323-ФЗ, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пунктом 2 статьи 11 регламентирует оказание медицинской помощи в экстренной форме лечебно-профилактическими учреждениями любого профиля и формы собственности безотлагательно и бесплатно, возлагая тем самым обязательства на медицинский персонал по проведению комплекса экстренных мероприятий для купирования жизнеугрожающих состояний, включая расширенный комплекс жизнеподдержания при остановке дыхания и кровообращения, что существенно отличается от объема первой помощи. Учитывая внезапность и непредсказуемость развития жизнеугрожающих ситуаций, врач на рабочем месте должен быть готов к оказанию медицинской помощи в экстренной форме вне зависимости от основной специальности. Данная ситуация предполагает знание соответствующих алгоритмов, владение соответствующими навыками на уровне современных стандартов оказания медицинской помощи. Для обеспечения выполнения действующего законодательства структура непрерывного медицинского образования врачей всех специальностей должна содержать краткосрочные курсы повышения квалификации по дисциплине «экстренная медицинская помощь». В связи с тем, что данное направление медицинской деятельности весьма практично, ориентировано на выполнение алгоритмов и владение практическими навыками, указанная дисциплина безусловно должна содержать и очный симуляционный курс.

Цель

Обосновать необходимость включения в НМО для врачей всех специальностей дисциплины «экстренная медицинская помощь» с обязательным симуляционным курсом.

Материалы и методы

Программы повышения квалификации для врачей всех специальностей по дисциплине «экстренная медицинская помощь», включающие очный симуляционный курс, в рамках НМО разрабатываются кафедрой симуляционного обучения Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко с последующим внедрением указанной дисциплины в рабочие программы для последипломного образования.

Результаты

Сотрудниками кафедры симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н.Бурденко разработана программа краткосрочного повышения квалификации для врачей всех специальностей в рамках непрерывного медицинского образования по дисциплине «экстренная медицинская помощь» с симуляционным курсом. Программа объемом 36 часов включает 20 часов контактной работы в виде симуляционного курса (16 часов- практические занятия и 4 часа зачет) и 16 часов заочной самостоятельной работы (изучение теоретической базы дисциплины). Симуляционный курс включает в себя отработку практических навыков и алгоритмов оказания экстренной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях с использованием оборудования симуляционного центра. Как процесс обучения, так и зачет по дисциплине проходят в виде демонстрации алгоритмов экстренной медицинской помощи в симулированных ситуациях с акцентом на основную специальность обучающихся. Это достигается контекстным подходом к формированию условий демонстрации алгоритмов для каждой специальности. Используется оснащение симуляционного центра для создания привычной обучающимся обстановки в зависимости от специальности (приемный покой, стоматологический кабинет, кабинет врача общей практики, коридор поликлиники, холл стационара и т.д.). Кроме того, предлагаемый для решения сценарий может содержать адаптацию резонансных событий, имеющих отношение к основной специальности обучающихся, либо получивших сильный социальный отклик (например, пожар в одном из ЛПУ РФ).

Обсуждение

Использование контекстного подхода при проведении симуляционных образовательных курсов по дисциплине «экстренная медицинская помощь» для врачей неургентных специальностей позволяет получить позитивный эмоциональный отклик от обучающихся в ходе изучения навыков и алгоритмов. Это, с одной стороны, создает положительную мотивацию к процессу обучения, с другой, позволяет привести порядки оказания медицинской помощи в соответствие с действующим законодательством. Особенно важно, что после обучения врачи любой специальности в ЛПУ любого профиля и формы собственности готовы к оказанию помощи в сложных, лимитированных по времени, непрофильных жизнеугрожающих для пациента состояниях

Выводы

Таким образом, особенности симуляционного обучения экстренной медицинской помощи врачей неургентных специальностей в рамках НМО предполагают внедрение краткосрочных программ повышения квалификации по дисциплине «экстренная медицинская помощь» с симуляционным курсом. Для формирования мотивации к обучению и, в дальнейшем, к квалифицированному и своевременному оказанию экстренной медицинской помощи, согласно действующему законодательству и стандартам медицинской помощи, желательно использовать контекстный подход при формировании условий выполнения заданий для обучающихся.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин

Остановка жизнеугрожающих кровотечений - один из важнейших навыков симуляционной подготовки по экстренной медицинской помощи

Автор(ы): А.А Чурсин, А.С Лыткина, Подопригора А.В., Боев С.Н.

Город: Воронеж

Учреждение: ФГБОУ ВО Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

Массивная кровопотеря – одно из самых опасных состояний. Около 9% всех смертей обусловлены травматическими повреждениями и массивной кровопотерей. Данный показатель, согласно данным ВОЗ, почти в 2 раза превышает количество смертей от ВИЧ, туберкулеза и малярии вместе взятых. Во всем мире, учитывая большое количество микросоциальных конфликтов и локальных войн, постоянно разрабатывают инновационные средства для остановки массивных кровотечений на месте происшествия, но, как правило, обучение навыкам экстренного гемостаза с помощью современных средств и устройств оставляет желать лучшего.

Цель

Кафедрой симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко проводится анализ тренажеров для обучения остановки наружных кровотечений, современных гемостатических средств и научных исследований по их применению, методик обучения экстренному гемостазу на догоспитальном и раннем госпитальном этапах и ведется разработка нового гемостатического устройства и тренажера для обучения его использования.

Материалы и методы

Материалом исследования послужили современные зарубежные и отечественные гемостатические средства , а также тренажеры и симуляторы для обучения их использования.

Результаты

В последнее десятилетие за рубежом был разработан и успешно используется ряд инновационных средств и устройств для экстренного гемостаза: устройства «Xstat-30»,«CELOX-A APPLICATOR» в виде шприца–аппликатора с наполнителем на основе хитозана, гранулированные порошки и бинты и «QuikClot», «Celox» и ряд других средств и устройств, как на основе хитозана, так и на основе на основе минерала вулканического происхождения – цеолита.
Также, существует ряд отечественных средств, схожих по своему составу и механизму действия с препаратами «Celox» и «QuikClot.
Для обучения остановки жизнеугрожающих наружных кровотечений используются различные устройства - от простых фантомов ран и тренажеров, имитирующих различные виды кровотечений с помощью ручного насоса, наборов имитации травм с возможностью использования искусственной крови, до симуляторов с возможностью отработки остановки кровотечений и одновременной комплексной оценки пострадавшего.
В настоящее время кафедрой симуляционного обучения проводится разработка модели под названием «новый гемостатический аппликатор» и тренажер массивных кровотечений для обучения навыкам экстренного гемостаза. Целью разработки является создание устройства для остановки массивных кровотечений различного генеза, в первую очередь при глубоких ранениях, когда остановка наружного кровотечения другими способами представляет трудности и возможность обучения его практического использования. Основным отличием от зарубежных аналогов гемостатического устройства является снижение вероятности дополнительной травматизации тканей раневого отверстия. Остановка кровотечения осуществляется за счет свойств гемостатических капсул из порошка на основе хитозана. Использование данного устройства при ДТП, ЧС, несчастных случаях на производстве, а также в вооруженных микро- и макросоциальных конфликтах позволит повысить эффективность оказания первой и экстренной медицинской помощи как на догоспитальном, так и раннем госпитальных этапах, а применение разрабатываемого тренажера, даст возможность проводить отработку практических навыков по его использованию.
В настоящее время наш проект получил грант в размере 500 000 рублей на исследования в течении двух лет. В период исследований планируется разработать экспериментальную модель наружного кровотечения, исследовать эффективность устройства на лабораторных животных, определить характер реакции поврежденных тканей на местное применение гемостатического аппликатора, создать опытный образец самого устройства и тренажера для обучения его использования и разработать методические рекомендации по эксплуатации прибора и тренажера.

Обсуждение

В случае воплощения данного проекта и организации производства новых гемостатических аппликаторов на территории Российской Федерации, удастся повысить эффективность оказания помощи пострадавшим как на догоспитальном, так и на раннем госпитальном этапах, благодаря этому сократиться смертность от травматических повреждений с массивной кровопотерей. Кроме того, создание учебных образцов гемостатического аппликатора и специального тренажера для его использования позволит усовершенствовать процесс симуляционного обучения. Во время обучения возможно использовать как тренажеры так и различные симуляторы с возможностью имитации наружных кровотечений. Данный подход позволит с большей эффективностью освоить принципы остановки массивных кровотечений, что является одним из важнейших аспектов оказания первой и экстренной медицинской помощи. Учебные модели будут создаваться с сохранением концепции и всех принципов устройства, но будут адаптированы именно для проведения тренингов.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, можно отметить ряд общих несовершенств, которые не позволяют в полной мере обеспечивать эффективный гемостаз на догоспитальном этапе с помощью уже имеющихся гемостатиков, а недостаточная подготовка по остановке кровотечений сводит на "нет" все преимущества современных гемостатических средств. Создание «нового гемостатического аппликатора» и тренажера для его использования, позволит нивелировать существующие минусы механических гемостатических средств, кроме того, концепция упомянутых устройств позволяет адаптировать их к симуляционному обучению, что является неоспоримым преимуществом.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин

Лидер реанимационной команды - ключевая фигура во время проведения сердечно-легочной реанимации.

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва

Актуальность

Внезапная остановка сердца является глобальной проблемой, т.к. во всем мире это основная причина смертности населения в странах со средне-высоким и высоким уровнем доходов. Усилия мирового сообщества направлены на разработку эффективных образовательных технологий, которые помогут изменить отношение к этой проблеме. Для успешного применения в практической деятельности алгоритмов расширенной сердечно-легочной реанимации необходимо формирование устойчивых теоретических знаний и практических навыков, а также обучение коммуникации в реанимационной команде.

Цель

Цель - обучение роли лидера и членов реанимационной команды при проведении расширенной сердечно-легочной реанимации.

Материалы и методы

В обучении приняли участие 300 студентов 6 курса специалитета по направлению «Лечебное дело» и ординаторы 1-го года обучения по 12 специальностям. Проводилось гибридное обучение, включающее теоретическую часть и симуляционный тренинг. В теоретической части обучающимся была изложена основная концепция оказания квалифицированной помощи при остановке сердечной деятельности, акцентировано внимание на изменение алгоритма осмотра пациентов, находящихся в критическом состоянии. Особый акцент сделан на исключение обратимых причин остановки сердца (4Г, 4Т), изучение алгоритма ABCDE, который обучающиеся должны успешно освоить, демонстрировать при проведении симуляции, а в дальнейшем использовать его в практической деятельности. К началу занятий в симуляционном центре обучающиеся должны иметь устойчивый технический навык проведения базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) и автоматической наружной дефибрилляции (АНД), знать клинические рекомендации и порядки оказания помощи при различных видах остановки кровообращения, инфаркте миокарда, тромбоэмболии легочной артерии, анафилактическом шоке. Во время обучения проводилась непрерывная оценка теоретических знаний и формируемых практических навыков. В конце цикла выставлена итоговая оценка как для роли лидера, так и члена реанимационной команды. Оценка проводилась по следующим критериям: навык полностью сформирован, навык частично сформирован, навык находится в стадии формирования и навык не сформирован. В конце цикла проведено анкетирование обучающихся.

Результаты

На первом этапе лидер обучается управлять командой во время базовой СЛР. Главные задачи, стоящие перед лидером: знакомство с командой, распределение ролей до начала тренинга и во время его, контроль выполнения его распоряжений, звонка в скорую помощь, качества компрессий грудной клетки (правильная постановка, рук, частота и глубина) и искусственных вдохов, эффективная смена команды, безопасная работа с АНД и дефибрилляция. На втором этапе обязанности лидера расширяются, он должен не только координировать работу команды во время базовой СЛР, но и видеть глобальную перспективу лечения пациента. Руководить постановкой внутривенного или внутрикостного доступа, назначить необходимые медикаменты, лабораторное исследование, вызвать нужных специалистов, которые могут исключить, например, тампонаду сердца и тромбоэмболию легочной артерии, при этом четко следить за выполнением его распоряжений, осуществлять смену команды. Лидер не должен терять связь с командой ни на минуту. Третий этап- полное выполнение алгоритма, в том числе исключение вероятных причин остановки кровообращения по принципу 4Г, 4Т.
Члены реанимационной команды обязаны четко выполнять распоряжения лидера, держать с ним обратную связь, используя вербальное и невербальное общение. При выявлении каких-то проблем, незамедлительно ставить в известность лидера.
На первом этапе выявлены следующие проблемы в обучении лидера: сложность координации команды, особенно в безопасной дефибрилляции, поздняя смена участников на компрессиях грудной клетки. Роль члена команды не вызывала особых затруднений, все участники качественно выполняли компрессии грудной клетки, дыхание с помощью мешка Амбу, безопасную дефибрилляцию.
На втором этапе лидеры в начале забывали своевременно обеспечить внутривенный или внутрикостный доступ и назначить необходимое лабораторное исследование, своевременно вызвать специалистов. Проблемным было назначение препаратов при фибрилляции желудочков, назначали их сразу после первой дефибрилляции, но в последующем все осуществляли назначение медикаментов после третьей дефибрилляции, что соответствует клиническим рекомендациям.
На третьем этапе большинство участников выполняли роль лидера практически без ошибок, но 30% обучающихся допускала ошибки различного рода. Были трудности с исключением обратимых причин вероятной остановки сердца. Многократное повторение приводило к значительному улучшению в обучении роли лидера. К концу занятий обучающиеся достигли оценки «навык полностью сформирован» или «навык частично сформирован».

Обсуждение

Проведение анкетирования показало полную удовлетворенность обучающихся проводимыми занятиями. Респонденты указали, что такой вид учебной деятельности для них имеет высокую результативность. По их мнению, наиболее трудной является роль лидера реанимационной команды. Исполняя роль, практически все участники испытывали волнение, страх, что у них не получится выполнить все правильно. Все респонденты указали, что с ролью члена команды не было проблем. Они четко выполняли ту работу, которую определял лидер. Эта роль понравилась всем. По мнению обучающихся, роль лидера является очень сложной и ответственной, но они готовы обучаться, чтобы в реальных условиях выполнить все необходимое. Студенты самостоятельно сделали вывод, что обучение роли лидера имеет высокую результативность, если они обладают устойчивыми теоретическими знаниями по изучаемым темам.

Выводы

Обучение роли лидера реанимационной команды является неотъемлемой частью симуляционного обучения. Проводимый симуляционный тренинг имеет высокую результативность, т.к. в результате обучения студенты закрепляют полученные теоретически знания и формируют практические навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица