Техника "Think-Pair-Share" у ординаторов 1 года обучения

Автор(ы): А.А. Сухинин, Е.А. Чабанец, Т.Р. Парасунько, Т.С. Мусаева

Город: Краснодар

Учреждение: ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России

Актуальность

Простая техника peer-tutoring позволяет всем студентам быть вовлеченными в занятия. Распространенная проблема – преподаватель задает вопрос, и первыми на него отвечают способные студенты. У остальных просто нет времени подумать над ответом. Существуют публикации относительно изменения подхода. Сначала попросить студентов не сразу давать ответ, а подумать 1 минуту – think time. После этого, они обсуждают мысли в паре – pair time. Затем студенты работают в группах или переходят к фронтальному обсуждению с преподавателем – share time.

Цель

Повышение заинтересованности студентов в обучении и уровня освоения практических навыков

Материалы и методы

Система симуляционного обучения “Think-Pair-Share” внедрена на базе Кубанского Медицинского Университета в ноябре 2019 года. Структура программы заключается в разделении студентов на подгруппы-команды (из трех -четырех человек), в который каждый из них занимает свою “ключевую” роль в освоении практических навыков. Эффективность системы обучения оценивалась на основании опроса после обучения.

Результаты

Степень освоения практических навыков врачами-ординаторами стала более продуктивнее стандартной программы обучения “преподаватель-студент” на основании воспроизводимости последовательности действий паспортов станций для аккредитации на 34%. В данном случае-моделирование “лидера” после каждого цикла повторений “паспорта станции” сменяется на следующего участника команды,что подразумевает смену ролей,ответственности и “роль” каждого обучающегося. Как только основополагающие принципы и основные идеи работы согласованы и разделены, обучающие могут легче сравнивать роли и задачи в команде, самостоятельно распределять роли, брать на себя ответственность за свои действия как лидера и членов команды. А преподаватели могут анализировать и оценивать каждую команду целостно, проводя дебрифинг после каждого командного цикла. В практике работы,каждый врач-ординатор не полагается на пост-ошибки,которые ему разъяснит преподаватель, каждый из участников команды дополнительно контролирует действия своих коллег, тем самым обращая внимание на все детали движений.

Обсуждение

Результаты системы симуляционного обучения в виде анкетирования,а также промежуточного контроля во время обучения в течении трех семестров показывают,что практическими навыками студенты лучше овладевают, работая в команде, где каждый из них несет ответственность за свои действия,а не полагается на опытного преподавателя.Обучающиеся также отмечают,что психологический и эмоциональный критерий тоже выше в работе системы "Think-Pair-Share",так как каждый член команды чувствует себя более собранным,ответственным,но в меру раскованным и свободным,так как вместе с ним обучаются его сокурсники.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Татьяна Мусаева

Выявление медицинских потерь и стандартизация оказания помощи пациентам в условиях новой коронавирусной инфекции COVID-19 в отделении реанимации и интенсивной терапии

Автор(ы): Лисовский О.В., Лисица И.А., Гостимский А.В., Лисовская Е.О., Пономарев Н.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»

Актуальность

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 (НКИ) и внесение ее возбудителя в перечень инфекций, регулируемых международными медико-санитарными правилами, определили тенденции развития системы мирового и отечественного здравоохранения.
Открытие инфекционных стационаров, а также перепрофилирование лечебных отделений в инфекционные, привело к необходимости дополнительного обучения медицинского персонала, работающего в очаге карантинной инфекции. Кроме этого, наблюдаемый в отечественном здравоохранении кадровый дефицит определил необходимость привлечения непрофильных специалистов к деятельности в специализированных отделениях. По этой причине в отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) к работе привлечены медицинские сестры профильных линейных отделений, выпускники средне-специальных медицинских образовательных учреждений, не прошедшие первичную аккредитацию и, при необходимости, профессиональную переподготовку.
Новые условия работы в экстремальных условиях с чрезвычайно коротким временем на принятие решения по оказанию экстренной медицинской помощи пациентам ОРИТ без специальной подготовки определяют высокий риск развития ятрогенных осложнений.

Цель

Анализ эффективности внедрения инструментов бережливых технологий при стандартизации медицинских процессов по оказанию экстренной медицинской помощи пациентам с НКИ в условиях ОРИТ.

Материалы и методы

Проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей организацию деятельности медицинской организации в условиях НКИ. В условиях ОРИТ одного из стационаров Ленинградской области, перепрофилированного для оказания медицинской помощи пациентам с НКИ, проведено картирование основных инвазивных манипуляций, осуществляемых в ОРИТ. Определены типичные потери, предложены пути их устранения.

Результаты

Организация работы в условиях перепрофилирования медицинской организации, оказывающей плановую терапевтическую помощь в инфекционный стационар для оказания медицинской помощи пациентам с НКИ, имеет возможность перевода части сотрудников иных отделений при их согласии и обучении в узкоспециализированные отделения. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение 36 часового курса, предусмотренного большинством рабочих программ, не имеет возможности психологически адаптировать сотрудника к новому месту работы.
Нами проведен хронометраж подготовки следующих манипуляций: катетеризация магистральных сосудов, периферических артерий, мочевого пузыря, желудка. Подготовка включала в себя приготовление медицинского инструментария, лекарственных средств (ЛС), кожных антисептических средств; подготовка и позиционирование пациента. По каждой процедуре проведено по 20 наблюдений, что регламентировано Методическими рекомендациями внедрения инструментов бережливых технологий в деятельности медицинской организации. Все манипуляции проводились в ситуациях, не представляющих угрозы жизни пациентов. Среднее время подготовки к катетеризации центральной или магистральной вены составило 9,2 ± 4,6 минуты, катетеризации периферической артерии – 12,2 ± 5,6 минуты, катетеризации мочевого пузыря катетером Фолея – 10,6 ± 4,2 минуты, к зондированию желудка – 8,6 ± 3,8 минут. Потеря времени, связанная с началом проведения манипуляции связано с поиском шприцев, шовного материала, проверки стерильности и срока годности упаковок многоразовых медицинских инструментов. Кроме того, увеличение времени связано с необходимостью работы в средствах индивидуальной защиты.
Определены типичные потери медицинских процессов: «Transportation» – перемещение ЛС и изделий медицинского назначения (ИМН), несвоевременное их пополнение; «Inventory» – избыточное количество ИМН с разным сроком поставки в отделение, что определяет трудности в оценке срока их годности, избыточное количество ИМН, приготовленных для одной манипуляции; «Movement» – дополнительные перемещения медицинских работников при выполнении манипуляции, удаленные друг от друга места хранения ИМН, используемых при одной манипуляции; «Waiting» – ожидание врачом необходимого рабочего инструментария при выполнении манипуляции; «Over-processing» – выполнение одной и той же манипуляции разными специалистами (обработка операционного поля, санация); «Overproduction» – включение при подготовке к манипуляции ИМН и ЛС, не нуждающихся при ее выполнении; «Defects» – неправильный уход за инвазивными устройствами, который приводит к их дисфункции (тромбирование катетера, выпадение назогастрального зонда). Внедрение методики «5С» позволило навести порядок на рабочих столах, шкафах с ЛС и ИМН; диаграмма «Спегетти» позволила определить пути движения медицинского персонала при подготовке к каждой манипуляции, оценить и оптимизировать их эргономичность. Создание оценочных листов подготовки к манипуляциям в конкретном ОРИТ способствовало уменьшению времени подготовки к каждой манипуляции. Разработаны чек листы «Катетеризация мочевого пузыря» (12 пунктов), «Катетеризация центральных и магистральных вен» (18 пунктов), «Катетеризация артерии» (18 пунктов), «Установка назогастрального зонда» (10 пунктов). Разработка оценочного листа «Интубация трахеи» (23 пункта) проведена по аналогии с разработанными чек-листами без практического анализа по этическим причинам. Также разработаны алгоритмы: приема и передачи дежурства для врачей медицинских сестер и младших медицинских сестер по уходу в ОРИТ, подготовки к приему пациента, приема пациента, перевода пациента из ОРИТ. При повторном хронометраже повторно определено время подготовки к манипуляциям: катетеризация центральной или магистральной вены – 7,2 ± 4,2 минуты, катетеризации периферической артерии – 10,2 ± 3,4 минуты, катетеризации мочевого пузыря катетером Фолея – 6,4 ± 2,6 минуты, к зондированию желудка – 6,6 ± 4,0 минут.

Выводы

Внедрение инструментов бережливого производства способствует выявлению медицинских потерь, стандартизации процессов при оказании экстренной медицинской помощи. Внедренные алгоритмы и чек-листы позволяют подготовить и адаптировать новых сотрудников к работе в ОРИТ.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Олег Лисовский

Смуляционное обучение врачей хирургических специальностей по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Инвазивная ИВЛ и другие методы респираторной поддержки у пациентов с новой коронаровирусной инфекцией COVID-19»

Автор(ы): Чурсин А.А., Струк Ю.В ., Якушева О.А., Боев С.Н.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

В соответствие с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» преподаватели кафедры анестезиологии и реаниматологии ИДПО и кафедры анестезиологии и реаниматологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко с мая 2020 года проводят подготовку врачей хирургических специальностей по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Инвазивная искусственная вентиляция легких и другие методы респираторной поддержки у пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19» в объеме 36 часов. Обучение проводится на базе Мультифункционального аккредитационно-симуляционного центра (Учебной виртуальной клиники) ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Цель

За короткий курс необходимо подготовить врачей нереанимационных специальностей освобождать и проводить поддержку проходимости дыхательных путей с помощью современных устройств, проводить оксигенотерапию, изучить особенности респираторной поддержки у коронавирусной больных со средней тяжести протекания болезни и тяжелой формой.

Результаты

После дистанционной формы на платформе Moodle и короткой теоретической лекционной части, основанной на VII и в дальнейшем VIII версиях "Временных рекомендациях по диагностике и лечению пациентов с COVID -19", слушатели основное время посвящают отработке практических навыков на тренажерах, манекенах и симуляторах.
Практические занятия проходят по базовой сердечно-легочной реанимации в условиях коронаровирусной инфекции, в соответствии с рекомендациями 2020 года, порядку, правилам надевания и ношения СИЗ, оксигенотерапии, по освобождению и поддержанию проходимости дыхательных путей различными способами, инвазивной искусственной вентиляции легких, вентиляция в положении лежа на животе (прон-позиции).
Апофеозом обучения является командная работа на симуляторах SimMan, для которых разработаны специальные программы, позволяющие с высокой реалистичностью проводить симуляцию обследования и лечения тяжелобольных с COVID-19. Программы разработаны с учетом всех особенностей протекания заболевания. Каждая задача длится около 30 минут и результаты лечения отражаются на самочувствии симулированного пациента.
По окончании тренинга проводится дебрифинг на котором разбираются недочеты и ошибки в работе команды.
Результатом работы явилось создание бригад врачей состоящих из анестезиологов-реаниматологов и врачей хирургических специальностей, знакомых с особенностями протекания заболевания и готовых провести респираторную инвазивную поддержку нуждающимся пациентам.

Выводы

Во время пандемии новой коронавирусной инфекцией COVID-19 особая роль отводится симуляционным центрам, которые за короткий срок должны подготовить по возможности больше врачей нереанимационных специальностей владеющих техникой искусственной вентиляции легких и других современных методов респираторной поддержки.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин

Симуляционное обучение в клинической ординатуре по анестезиологии-реаниматологии в Российской Федерации – результаты многоцентрового исследования Федерации анестезиологов-реаниматологов

Автор(ы): Андреенко А.А., Лахин Р.Е., Братищев И.В., Кузовлев А.Н., Мусаева Т.С.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Министерства обороны РФ

Цель

Провести анализ текущей ситуации в Российской Федерации с применением симуляционного обучения в системе подготовки клинических ординаторов по анестезиологии-реаниматологии.

Материалы и методы

Проведено онлайн анкетирование и рассылка опросников по электронной почте преподавателям, проводящим симуляционное обучение клинических ординаторов по анестезиологии-реаниматологии в медицинских образовательных организациях.

Результаты

Было получено 85 ответов. Практически все симуляционные центры оснащены фантомами и манекенами и применяют их для обучения ординаторов выполнению основных манипуляций. Оценку правильности выполнения манипуляций на фантомах и манекенах во время занятий и экзаменов проводят лишь в 40% центров. В 92% симуляционных центров имеются роботы-симуляторы пациента, при этом учебными операционными или палатами реанимации (робот-симулятор, реальное медицинское оборудование) оснащены лишь 32% симуляционных центров. Расписание занятий с применением роботов-симуляторов разработано лишь в 68% организаций. В 54% центров во время занятий преподаватели применяют готовые и оригинальные клинические сценарии, а в 28% центров применяют лишь предустановленные сценарии. В 55% центров высокореалистичную симуляцию применяют для оценки действий ординаторов во время практической части экзаменов. Среди преград для развития симуляционного обучения выявлены: дефицит оборудования (35% респондентов), дефицит подготовленных преподавателей – 67%, отсутствие мотивации у преподавателей – 67%. 95% респондентов указали на необходимость разработки типовой программы симуляционного обучения клинических ординаторов по анестезиологии-реаниматологии.

Выводы

В настоящее время имеется высокая вариабельность как оснащения симуляционным оборудованием, так и методик проведения занятий с его использованием. Отсутствует единая система подготовки кадров по симуляционному обучению в анестезиологии-реаниматологиии, имеется дефицит компетентных и мотивированных преподавателей. Существует необходимость разработки программы симуляционного обучения клинических ординаторов по анестезиологии-реаниматологии.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Андреенко

Использование компьютерных технологий в программе обучения врачей

Автор(ы): Перепелица Светлана Александровна

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И Канта

Актуальность

Включение компьютерных технологий в комплексный процесс обучения является относительно новой и перспективной задачей преподавания в медицинском институте. Эта технология, наряду с симуляционным обучением, ролевой игрой, командным тренингом, способствует повышению мотивации, улучшению качества усвоения материала. Приоритетным является и возможность его применения в условиях дистанционного обучения. Наиболее часто компьютерная технология реализуется в следующих вариантах:
• «Проникающая», при которой методика используется в качестве дополнения в отдельных разделах программы;
• Основополагающая, т.е. приоритетная, по сравнению с другими методиками;
• «Монотехнология», подразумевающая использование только компьютерное обучение в течение всего курса.
Обучение студентов алгоритмам оказания неотложной медицинской помощи осуществляется с помощью «проникающей» компьютерной технологии. Использование компьютерной технологии способствует выработке индивидуального алгоритма обучающегося, развитию у него новых идей. Полезным является возможность использования «Интернета» для прямого общения с преподавателем, обсуждения получаемого продукта, ответа на возникающие вопросы, т.е. появляется возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Цель

Использование компьютерной технологии «Создание карты-схемы» для повышения эффективности обучения на цикле «Анестезиология, реаниматология и интенсивна терапия»

Материалы и методы

Для успешного освоения теоретического материала студентам предлагается создание карты- схемы, в которой схематически отображены ключевые моменты изучаемой темы, т.е. на одной странице создается оптимальная схема по конкретной тематике. Создание подобной схемы требует от обучающегося глубокого изучения литературы, проведения синтеза и анализа полученной информации, выборки наиболее важных положений или представление алгоритма, согласно нозологической форме. Обучающимся было предложено создать карты схемы по следующим темам: эмбриология сердечно-сосудистой системы, врожденные пороки сердца, фармакологические аспекты лечения неотложных состояний, нозологические формы, требующие проведения экстренной медицинской помощи. Создание карты-схемы предшествовало занятиям в симуляционном центре, т.е. к началу занятий обучающиеся должны хорошо знать все алгоритмы оказания медицинской помощи, включая аспекты патогенеза, клинической картины, медикаментозную терапию. Таким образом, с помощью компьютерной технологии студенты достигают несколько целей: создают карты- схемы, формируют алгоритмы оказания медицинской помощи, осваивают компьютерные программы, используя текстовые редакторы, графические пакеты, электронные таблицы и др. Обучение происходит по следующей схеме: лекционный курс, электронный ресурс LMS-kantiana, в котором преподавателем выкладывается дополнительная литература, интернет-ссылки на необходимые источники, работа над картами-схемами и занятия в симуляционном центре на высокотехнологичных роботах - симуляторах. Во время обучения проводилась непрерывная оценка работы студентов. Всего в обучение приняло участие 100 обучающихся. В конце цикла проведено анонимное анкетирование, с целью выявления удовлетворенности студентов данной методикой

Результаты

Четко формулируются разделы, которые должны быть отражены в карте-схеме. Например, при создании карты «Адреналин» необходимо указать: название препарата, форму выпуска, пути введения, дозы при анафилактическом шоке, остановке кровообращения, кратность введения, механизм действия, побочные эффекты. Анализ показал, что 20% обучающихся к окончанию института не владеют в совершенстве компьютерной техникой, не могут полноценно использовать текстовые редакторы, графические пакеты, электронные таблицы. В этом случае проводились индивидуальные консультации с обучающимися. При составлении карты- схемы в 10% случаев возникли проблемы с поиском необходимой информации, что затрудняло их дальнейшее обучение. В то же время половина обучающихся владела этими технологиями в совершенстве. Они использовали различные варианты схем, картинки для наглядного представления материала. Студенты старались сделать свои работы информативными, наглядными, запоминающимися. Для этих студентов следующий этап обучения был не сложен, т.к. они имели хорошие теоретические знания. Кульминацией занятий является симуляционное обучение, включающее закрепление теоретических знаний и формирование практических действий с помощью симуляции клинических ситуаций (инфаркт миокарда, анафилактический шок, тромбоэмболия легочной артерии и др.) на высокотехнологичном роботе. Каждый из студентов выполнял роль «врача», демонстрировал сформированные нетехнические и технические навыки. В случае, если студент имел хорошую теоретическую подготовку, ему потребовалось выполнить каждую симуляцию 2-3 раза

Выводы

Проведение анкетирования показало, что предложенная методика с использованием карты- схемы, привела к значительному улучшению усвоения материала в 95% случаев. Студенты дали положительную оценку методике, указали, что с ее помощью они смогли систематизировать и углубить имеющиеся знания, а также получить новые представления о методах диагностики и лечения неотложных состояний. Респонденты сказали, что занятия прошли продуктивно и интересно, они получили необходимые знания и практические навыки. Но, 5% студентов высказали мнение, что это не нужная работа, они много времени потратили на поиск материала.
В целом, на занятиях студенты продемонстрировали устойчивые теоретические знания и сформировали практические навыки.
Заключение. Дисциплина «Анестезиология, реаниматология и интенсивна терапия» является одной из сложных в программе специалитета. Во время обучения студентов преподаватель должен использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе компьютерные технологии, предшествующие симуляционному обучению. Глубокое знание патофизиологии критических состояний, фармакологических аспектов лечения, формирование устойчивого алгоритма оказания медицинской помощи во время обучения являются залогом успешной работы врача

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица

Экстремальные условия – эффективный метод обучения или игра для преподавателей и курсантов

Автор(ы): Дадэко С.М., Энерт А.В., Vincenzo V.

Город: Томск

Учреждение: мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России

Актуальность

По данным Европейского совета по реанимации (ERC) выживаемость навыков, полученных на курсах по базовой и расширенной реанимации составляет не более 6 месяцев. Возникла необходимость найти новые подходы в обучении для решения этой проблемы. В последнее время в мире появился новый и кардинальный подход к обучению - экстремальные тренинги (подготовка). Экстремальными называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможностей. Это направление ново не только для России, но и для мира в целом. Экстремальная подготовка — система целенаправленной психолого-педагогической работы с курсантами, главная цель которой — формирование у них экстремальной подготовленности и экстремальных способностей, обеспечивающих безусловно успешное решение профессиональных задач в любых экстремальных ситуациях их деятельности. Экстремальная подготовка не представляет опасности для жизни и здоровья. Здесь создаются такие условия, когда человек вынужден задействовать свои скрытые способности например лидерство и др.).

Цель

Использование метода выведения курсантов из зоны комфорта для повышения эффективности формирования стойких навыков и правильных алгоритмов действия в быстро меняющихся условиях.

Материалы и методы

Методика преподавания занятий в экстремальных условиях разработана для курса «Сердечно-легочная реанимация для медицинских работников – Health Care Provider CPR», проводимого МАСЦ ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России и Omnia Secura Academy. Преподаватели центра прошли обучение с использованием данной методики и являются сертифицированными инструкторами, имеющими сертификат ASHI. Данная методика внедряется в образовательный процесс в МАСЦ СибГМУ. Перед началом отработки практических навыков курсантам предлагалось выбрать метод, который позволит обеспечить выведение состояния из зоны комфорта: приседания или отжимания. Данный метод обеспечивал изменение физиологических параметров курсантов, имитируя состояние стресса. Навыки отрабатывались группой (по 2-3 человека) синхронно на нескольких манекенах одновременно. Отработка одного навыка проходил непрерывно в течении 15-20 минут. Во время проведения занятия, создавались условия учебного процесса таким образом, что бы у курсанта возникала необходимость очень быстро реагировать на изменившиеся условия: смена манекенов на станции согласно различным возрастным группам, изменение симуляционных сценариев, изменение состава команды, выход из строя медицинского оборудования.

Результаты

Эффективность применения данного метода оценивалась следующим образом. Одна часть групп (первая категория обучающихся) проходила обучение в центре с использованием стандартного метода (без создания экстремальных условий), вторая часть (вторая категория) с использованием метода выведения курсантов из зоны комфорта. В конце занятия проводился контроль полученных навыков с использованием электронного контроллера и чек-листа. Было выявлено, что качество выполнения навыков после занятия значительно выше во второй категории. Кроме того, нам удалось отследить данные группы в динамике (интервал составил 6-12 месяцев), было выявлено, что во второй категории групп выживаемость полученных знаний и навыков была значительно выше, чем в первой. Кроме того, большинство участников тренинга в данном формате высоко оценивали этот метод и предпочли бы в дальнейшем данный метод обучения.

Обсуждение

Основные задачами отработки навыков в экстремальных условиях, которые преследовались следующие: создание физического и психологического дискомфорта, обеспечивающего понимание курсантами экстремальных проблем профессиональной деятельности, способов ее осуществления и личной подготовки к их решению; психологическая закалка (повышение надежности) обычных профессиональных навыков и умений до уровня, обеспечивающего их наилучшее проявление в любых экстремальных ситуациях; формирование у сотрудников надежных навыков и умений выполнять специальные действия, присущие решаемым в экстремальным ситуациях задачам; доведение навыков использования специальных средств до автоматизма; развитие способности принимать правильные решения; формирование высокой экстремальной надежности, обеспечивающей самообладание, уверенное поведение и действия при любых трудностях, предупреждение психологических срывов и негативных последствий; повышение уверенности в себе, в успех и обучение методам самомобилизации, самоуправления поведением и саморегуляции психических состояний; обучение совместным, согласованным действиям в составе группы, правильной взаимозаменяемости в экстремальной обстановке; обучение алгоритму действий в экстремальных ситуациях; обучение обеспечению личной профессиональной безопасности; обучение умению учиться и принимать правильные решения по ходу решения экстремальных задач. Состояние стресса перед началом работы со сценарием формировало умение у курсантов быстро и правильно, согласно алгоритмам реагировать на имеющуюся ситуацию, не отвлекаться на действия других курсантов во время синхронной работы, концентрироваться на своем пациенте. Данная методика зарекомендовала себя как эффективный метод обучения и планируется к внедрению в различные занятия образовательного процесса студентов, ординаторов и врачей различных специальностей.

Выводы

Проведение образовательного процесса с применением методов выведения курсантов из зоны комфорта является эффективным способом доведения алгоритма действий до автоматизма, в условиях быстро меняющейся ситуации, формирования устойчивых навыков оказания экстренной медицинской помощи. Данная методика формирует у врача понимание того, что на качество оказываемой им помощи влияет его умение сосредоточиться на конкретной ситуации и не отвлекаться на окружающие условия.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Сергей Дадэко

ДИНАМИКА ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ ОСОБЕННОСТЯМ ИВЛ У ПАЦИЕНТОВ С ВИРУСНОЙ ПНЕВМОНИЕЙ (COVID-19) НА СИМУЛЯТОРЕ TESTCHEST

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Карпова Е.В.

Город: Москва

Учреждение: МСЦ Боткинской больницы

Актуальность

Лечение пациентов, находящихся в критическом состоянии, особенно с вирусной пневмонией, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2, очень важно, поскольку проблемы управления и контроля жизненно важных функций, частично или полностью, решаются врачом.
Поэтому мониторинг должен обеспечивать непрерывную регистрацию установленных показателей, представление их в числовых или графических формах в реальном времени и динамике, первичную интерпретацию полученных данных. Естественно, что квалифицированная работа аппаратурой требует не только определенных «пользовательских» навыков, но и знание принципов возможных источников ошибок, ограничений и т.д.

Цель

Целью проведенного исследования является повышение уровня знаний, умений и навыков врачей-анестезиологов-реаниматологов по определенной тематике в максимально короткие сроки.

Материалы и методы

В настоящее время требования к профессиональной деятельности врачей-анестезиологов-реаниматологов неизмеримо возросло. Для создания системы высокой надежности в деятельности врача важно не только постоянно повышать уровень теоретических знаний, но и научить его правильно и безопасно выполнять технически сложные действия строго в соответствии с протоколами лечения.
При профессиональной подготовке врачей необходимо учитывать и психологические аспекты деятельности анестезиологов-реаниматологов, так как специалист постоянно рискует столкнуться с незапланированной ситуацией.
Одним из качественно новых подходов к подготовке врачей-анестезиологов-реаниматологов в профессиональной деятельности в сложившихся условиях является обучение особенностям проведения ИВЛ у пациентов с вирусной инфекцией (COVID-19).
Важнейшим преимуществом обучения является освоение практических навыков без нанесения физического и психологического вреда пациенту, а также объективная оценка качества профессиональной подготовки каждым специалистом.
Перед началом обучения всем специалистам врачам-анестезиологам-реаниматологам выдавались оценочные средства входного тестирования с целью исходного уровня знаний по развитию острого респираторного дистресс - синдрома (ОРДС) у пациентов с вирусной инфекцией (COVID-19).
После обучения так же всем специалистам врачам-анестезиологам-реаниматологам выдавались те же оценочные средства, что и перед началом обучения, с целью итогового уровня знаний по данной тематике. Проводилось подробное обсуждение клинической ситуации, каждый специалист осуществлял анализ своих действий. Итогом являлось обсуждение проблем клинической практики, выявление и коррекция слабых сторон практической подготовки.

Результаты

Методистами Учебно-аккредитационного центра – Медицинского симуляционного центра обработаны результаты входного и исходного тестирования, основной целью которого является обеспечение объективной оценки результатов обучения и ориентирована на характеристику освоения содержания курса.
Тестовый контроль состоит из 10 заданий, в каждом из которых представлено по 5 вариантов ответа. Необходимо отметить один или несколько вариантов.

Выводы

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что обучение врачей-анестезиологов-реаниматологов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности ИВЛ у пациентов с вирусной пневмонией (COVID-19)» является важным преимуществом в отработке навыков на специальных манекенах и оборудовании и позволяет объективно провести оценку достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста.
Каждый специалист, который проходит подобное обучение получает высокопрофессиональные знания и навыки.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Юрий Логвинов

Опыт внедрения алгоритма "Трудные дыхательные пути в акушерстве" в рамках дополнительного профессионального образования анестезиологов-реаниматологов

Автор(ы): Гороховский В.С., Невская Н.А.

Город: Хабаровск

Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, Хабаровск

Актуальность

Трудные дыхательные пути в акушерстве являются реальной жизнеугрожающей проблемой, требующей максимальной профессиональной и психологической готовности специалиста. При этом анестезиолог-реаниматолог, работающий в учреждении родовспоможения, с этой проблемой встречается в реальной клинической практике редко. И, как показывают данные, плохо к ней готов, как с точки зрения мануальных навыков, так и с точки зрения знаний алгоритмов трудных дыхательных путей.
Внедрение и использование симуляционных образовательных технологий одна из возможностей обучения врачей анестезиологов-реаниматологов по разделу «Трудные дыхательные пути в акушерстве».

Цель

Повысить уровень профессиональных компетенций врачей анестезиологов-реаниматологов по разделу «Трудные дыхательные пути в акушерстве».

Материалы и методы

В ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России с 2018 года реализуется расширенная модель обучения по разделу «Трудные дыхательные пути в акушерстве» в условиях Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра, где проводятся тренинги, в 36-часовых циклах повышения квалификации. При проведении тренингов используется симуляционное оснащение 2-6 уровней реалистичности, включая тренажеры для отработки навыков обеспечения проходимости дыхательных путей (Laerdal Норвегия, Nasco США, Ambu Дания, Медтехника СПБ Россия-КНР), виртуальный симулятор оценки техники интубации (Kyoto Kagaku Япония), робот-пациент взрослого человека SimMan 3G (Laerdal, Норвегия).
Расширенная модель обучения включает в себя:
1) лекционный материал
2) отработка индивидуальных навыков алгоритмов трудных дыхательных путей на тренажерах 2-5 уровня реалистичности: оценка риска развития трудных дыхательных путей; различные варианты прямой и непрямой ларингоскопии, включая использование видеоларингоскопа; обеспечение экстренной оксигенации пациента при развитии сценария «не могу интубировать, не могу оксигенировать» с использованием надгортанных и ретрогортанных воздуховодов различных поколений; обеспечение интубации трахеи с использованием направляющих бужей.
3) отработка алгоритмов трудных дыхательных путей на виртуальном симуляторе оценки техники интубации (индивидуальные навыки) (6 уровень реалистичности) с использованием клинических случаев, запрограммированных в симуляторе (симуляция пациента с зажатыми челюстями, симуляция пациента с ограничениями в ретрофлексии шеи, симуляция пациента с микрогнатией) с использованием ларингоскопа и видеоларингоскопа.
4) отработка клинических сценариев «трудных дыхательных путей в акушерстве» роботе-пациенте взрослого человека SimMan 3G (командные навыки) (6 уровень реалистичности).
За период 2018-2020 г по данной программе обучение прошли 57 слушателей – врачей анестезиологов-реаниматологов родовспомогательных учреждений г.Хабаровска.

Результаты

Были проанализированы результаты оценки навыка интубации трахеи при различной сложности трудных дыхательных путей на виртуальном симуляторе оценки техники интубации исходно и по окончанию обучения и результаты опроса обучающихся перед обучением и по окончании обучения.
Виртуальный симулятор оценки техники интубации позволяет оценивать: время выполнения процедуры, давление на резцовые зубы, давление на язык, подъём надгортанника и визуализацию голосовой щели, позиционирование эндотрахеальная трубки, давление в манжете трубки, вентиляцию лёгких.
Перед обучением определенную сложность вызывали симуляции всех сценариев трудной интубации, заложенных в симуляторе. У 25 слушателей (43,8%) время интубации превышало 30 сек. У 42 слушателей (73,6%) давление на резцовые зубы и/или давление на язык были чрезмерными. В случаях микрогнатии и ограничениями в ретрофлексии шеи у 51 обучающегося (89,4%) были сложности с визуализацией голосовой щели. 5 обучающимся (8,8%) не удалось выполнить интубацию. Во всех случаях успешной интубации не было отмечено некорректного позиционирования эндотрахеальной трубки, но при этом в 15% из них было зафиксировано некорректное давление в манжете.
После обучения не зафиксировано ни одного случая неудачной интубации ни в одном из сценариев трудной интубации виртуального симулятора. У 5 слушателей (8,8%) время интубации превышало 30 сек. В случаях микрогнатии и ограничениями в ретрофлексии шеи у 31 обучающегося (54,4%) повторились сложности с визуализацией голосовой щели, но алгоритмы действий были четкими и ситуации завершились удачной интубацией. У 4 слушателей (7%) было зафиксировано некорректное давление в манжете.
Анализ опроса слушателей показал, что перед обучением на цикле 45 опрошенных (78,9%) уверены в своих навыках и знании алгоритмов действий в ситуациях прогнозируемых трудных дыхательных путей. У 18 опрошенных (31,5%) сложности вызывали ситуации непрогнозируемых трудных дыхательных путей. У 20 слушателей (35%) сложности вызывали командные взаимодействия в ситуациях трудных дыхательных путей.
После симуляционного тренинга 53 слушателя (93%) уверены в своих навыках и знании в ситуациях как прогнозируемых, так и непрогнозируемых дыхательных путей. При этом 4 слушателя (7%) отметили потребность в дополнительных командных тренингах. Все слушатели выразили желание повтора данного тренинга не реже чем раз в 6 месяцев.

Обсуждение

Полученные результаты демонстрируют влияние симуляционных тренингов на формирование индивидуальных и командных профессиональных компетенций специалистов родовспомогательных учреждений. Анализ динамики формирования навыков, эффективности обучающих программ позволяет в перспективе совершенствовать организационно-методические составляющие учебных модулей. Включение расширенной модели обучения предлагается как в программы профессиональной переподготовки, так и в программы повышения квалификации.

Выводы

Расширенная модель обучения по разделу «Трудные дыхательные пути в акушерстве» позволяет реализовать системный подход к формированию и «выживаемости»профессиональных компетенций, устойчивых правильных алгоритмов действий, командных навыков работы врачей анестезиологов-реаниматологов.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Нина Невская

Использование дистанционных программ обучения первой помощи в контексте особенностей предприятий во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19

Автор(ы): И.А. Ловчикова, А.А.Чурсин, С.Н. Боев

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

Первая помощь не является отраслью медицины, хотя ее оказывают при развитии состояний, угрожающих жизни, в результате несчастных случаев, травм, отравлений и других состояний. Такие состояния развиваются, как правило, внезапно, чрезвычайно быстро и вне стен лечебно-профилактических учреждений. Только от действий окружающих, чаще всего не имеющих медицинского образования, зависит, будет ли у пострадавшего шанс дождаться медицинской помощи. Чем опаснее условия жизнедеятельности человека, тем выше вероятность угрожающего жизни вреда здоровью. Это делает вопросы обучения оказанию первой помощи особенно актуальными для предприятий с высоким риском производственных факторов. На текущий момент в РФ оказание первой помощи регламентировано действующим законодательством: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", где дано определение понятия «первая помощь». Это сделало возможным создание подзаконного акта - Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183). Обучение оказанию первой помощи также закреплено законодательно. Помимо того, что работодатель обязан (Статья 228 Трудового кодекса Российской Федерации) при несчастном случае на производстве «немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию», на него также возложена обязанность организации обучения оказанию первой помощи для всех поступающих на работу лиц, и для работников, переводимых на другую работу (ст.ст. 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации). Для работника Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность «проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве» (ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, имеются и этические, и юридические причины для разработки и внедрения программ по обучению оказанию первой помощи пострадавшим для сотрудников предприятий, особенно, с высоким риском производственных факторов.

Цель

Цель преподавателя первой помощи в данном случае - это оптимизация процесса обучения первой помощи с учетом как действующего законодательства, так и текущей мировой ситуации в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Материалы и методы

Для сохранения эмоциональной вовлеченности обучающихся в образовательный процесс можно использовать разнообразные приемы контекстного обучения, положив в основу адаптацию базового курса по оказанию первой помощи, опирающегося на действующее законодательство, к индивидуальным особенностям того или иного производства. Это позволит повысить мотивацию сотрудников и к процессу обучения, и к оказанию первой помощи в реальных условиях.
Чаще всего, программа обучения первой помощи содержит как дистанционную, так и очную часть. Дистанционному этапу традиционно отводится роль теоретической подготовки слушателей курса. Очная часть включает в себя отработку практических навыков путем решения ситуационных задач и проведения адаптационных игр. С марта 2020 года на жизнь человечества в целом и, соответственно, на процессы обучения стал действовать внешний нерегулируемый пока фактор- пандемия COVID-19. Ограничения социальных контактов, связанные с распространением этого заболевания, ведут к смещению образовательных процессов в сторону дистанционного обучения.
Естественно, обучение практическим навыкам при помощи показа презентаций и стандартных видео ведет к снижению эффективности образовательного процесса, так как исключает контекстный подход и эмоциональную составляющую взаимодействия преподавателей и обучающихся.

Результаты

Выходом из сложившейся ситуации может стать применение контекстных методик в дистанционной интерпретации. Очную часть обучения можно проводить в виде онлайн - видеоконференций. Чтобы курс обучения был максимально структурирован и минимально зависел от негативных сторон онлайн-видеоконференций (отсутствие или прерывание связи, пропуск или несвоевременный ответ на сообщения в чате, платные ресурсы для проведения онлайн - трансляций), необходима предварительная подготовка. В ходе подготовки курса при общении с ответственным лицом предприятия - заказчика можно выяснить не только особенности имеющихся регламентов по оказанию первой помощи, но и статистику по несчастным случаям на предприятии, и основные факторы высокого риска на предприятии. На основании полученных данных в ходе создания дистанционного курса, помимо обычной теоретической части, в него включаются видеоинструкции по применению практических навыков. Для усиления контекстной составляющей такая видеоинструкция может в игровом формате воспроизводить реальные события, связанные с предприятием - заказчиком. Возможно включение в дистанционный курс интерактивных задач с использованием фото- и видео- контента. Например, задача «записать пошаговое видео применения навыка - "устойчивое боковое положение», задача «фото давящей повязки». К онлайн-трансляции также можно подготовиться, используя полученные данные о специфике предприятия. В ходе онлайн-трансляции возможно проведение онлайн-игры или онлайн-решения ситуационной задачи. Для этого, как и при очных занятиях заранее создается сценарий игры или задачи, назначаются роли, готовится реквизит.

Выводы

Таким образом, несмотря на отсутствие личного контакта, дистанционное обучение может содержать яркую контекстную составляющую. Кроме того, заблаговременное общение с предприятием, для которого готовится курс, с выяснением ключевых моментов производственного процесса в контексте воздействия производственных факторов высокого риска, сделает дистанционный курс актуальным и запоминающимся. Это положительно повлияет на мотивацию обучающихся, позволит дистанционно обучить практическим навыкам с использованием всех преимуществ контекстного образовательного процесса.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин

Использование симулирующей игровой программы, как один из этапов дистанционного обучения.

Автор(ы): А.А.Чурсин, С.Н.Боев, И.А. Ловчикова

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

Техническое оснащение симуляционных центров позволяет включить в программу любой игровой процесс, сделать его красочным и реалистичным, а также корректировать сценарии игр в зависимости от основной профессиональной специальности слушателей курса. Однако, в связи с новой инфекцией COVID-19, в ситуации вынужденного перехода на дистанционное обучение приходится искать новые подходы к обучающему процессу.

Материалы и методы

В течение нескольких лет в симуляционном центре ВГМУ им Н.Н. Бурденко сформировалась четкая модель симуляционного обучения: каждый курс по экстренной медицине, который проходят студенты старшекурсники, ординаторы и врачи различных специальностей состоит из двух частей - дистанционной теоретической и симуляционной практической. При этом практической части уделяется около 90% учебного времени. Однако, когда дистанционный этап преобладает над практическим, его надо сделать интересным и наглядным. Для этой цели мы стали широко использовать симулирующую игровую программу «MicroSim Inhospital».

Результаты

Данная программа представляет собой компьютеризированную систему самообучения с интуитивно понятным интерфейсом, содержит в себе модули, включающие разнообразные сценарии работы с пациентами, предназначена для отработки навыков лечения экстренных и неотложных состояний. Но для обучающихся самое привлекательное в этой виртуальной программе - возможность ощутить себя в экстренной ситуации, приближенной к реальности, когда время идет на минуты и секунды. Преимущество данной программы перед подобными – ее высокая реалистичность. В начале работы со сценарием практически нет никаких данных - только сам пациент, состояние которого следует стабилизировать. Виртуальное рабочее место оснащено всем необходимым для мониторинга и успешного оказания экстренной помощи, исход зависит только от навыков обучающихся: точность алгоритма, насколько верен выбор тех или иных диагностических методов и т.д. Что очень важно – сразу виден результат действий, стало пациенту лучше или наоборот, и если ситуация усугубилась – то какое действие обучающегося к этому привело.
После окончания работы со сценарием представляется отчет о действиях, каждое из которых оценивается программой как верное или неверное, при этом ошибки разбираются детально, сразу видны «пробелы». Есть возможность пройти один и тот же сценарий несколько раз, уже с учетом замечаний программы, с каждым разом улучшая свой результат, совершенствуя, таким образом, свои действия.
Эту наработку мы широко использовали в модели симуляционного обучения, как начальный этап подготовки, когда вместо вводных тестов, мы предоставляли возможность "спасти" виртуального пациента. Процент «выживших» стремился к нулю. Таким образом, мы создавали устойчивую мотивацию к получению знаний у студентов и ординаторов. И, несмотря на то, что «MicroSim Inhospital» – высокотехнологичная профессиональная программа, но формально – это игра-симулятор, поэтому процесс тестирования становился интересным, захватывающим, приносящим положительные эмоции.

Выводы

В условиях вынужденного дистанционного обучения необходимо находить наиболее яркие, запоминающиеся и нескучные формы обучения. Использование профессиональных игр–симуляторов вносит разнообразие в подготовку и повышает ее уровень.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин