Автор(ы): Горшков М. Д.
Город: Москва
Учреждение: РОСОМЕД. ЕвроМедСим, Европейский Институт Симуляции в Медицине
Актуальность
В США каждый год происходит от 44.000 до 98.000 предотвратимых смертей от медицинских ошибок – свидетельствует одно из авторитетнейших исследований Американского Института Медицины «To Err is Human» (США, 1999 год). По данным Джона Т. Джеймса по меньшей мере 210.000 смертей ежегодно связано с предотвратимыми медицинскими ошибками, а с учетом не вошедших в работу данных и неполных или неточных историй болезни, эту цифру следует оценивать на уровне 400 тысяч преждевременных смертей пациентов, вызванных предотвратимыми ошибочными или вредными действиями медицинского персонала.
Сходные получены в результате исследований, проведенных и в других странах.
Материалы и методы
Человеческий фактор является причиной около 70% медицинских ошибок – из-за ошибок в коммуникации, проявлений человеческого фактора в стрессовой ситуации и иных сходных триггеров. Повышение качества медицинской помощи, безопасности пациентов – весьма сложная, системная проблема. Один из путей ее решения – симуляционный тренинг. В нашем распоряжении имеется целый ряд инструментов, среди которых: симуляционный тренинг, прежде всего на высокореалистичных симуляционных моделях, обладающих индивидуальной реакцией на действия обучаемых; программы подготовки в симуляционных клиниках, где воспроизводится логистическая цепочка диагностики и лечения пациента в больнице; обучение на рабочем месте (in situ); действия в виртуальной реальности; серьезные игры. Еще в 2013 году на конференции SESAM президент, д-р Антуан Тезньера отмечал необходимость применения объективных систем для оценки эффективности обучения в целях повышения качества медпомощи и безопасности пациентов. Одним из методических инструментов может служить четырехуровневая модель Киркпатрика.
Результаты
Оценивание может происходить по уровням: 1. Знание; 2. Демонстрация (умения, навыки, компетенции); 3. Действия (на рабочем месте); 4. Результаты.
1. Субъективная оценка учебного процесса самим обучаемым: «Занятие прошло интересно»; «Узнал много нового»; «Я освоил манипуляцию»; «Буду всем рекомендовать этот курс»; «Многому научился».
2. Объективная оценка уровня освоения обучаемым теоретического материала или практического навыка оценивается объективно: Письменный тест; Ситуационная задача; Тестирование выполнения; ОСКЭ.
3. В результате полученного знания/умения врач/сестра изменили свои действия в рабочей среде, в клинических условиях, что может быть оценено при помощи следующих оценочных средств и инструментов: Клиническое портфолио; Неформализованное наблюдение; Формализованная оценка; Рейтинговая шкала;
Оценка 360◦.
Рейтинговые шкалы могут применяться как в симулированных, так и в клинических условиях, как для технических, так и для «мягких» навыков (soft skills).
Возможно отклонение «объективной» оценки от стандартного поведения в реальной ситуации. Некоторые причины: Симулированные условия могут быть нереалистичны;
Симуляционные модели – не валидированы; Влияние когнитивных искажений на оценку («эффект присутствия» и пр.).
4. Оценка эффективности проведенного обучения основана на конечном результате – изменении контрольных показателей.
Погрешности – отклонение значений полученных данных от реальных – возможны: 1. Статистически мала выборка; 2. Манипуляция данными («в Австрии наиболее частый вес недоношенных – 1490 грамм»); Комбинирование данных.
Выводы
Наиболее достоверным критерием эффективности проведенного симуляционного обучения является снижение референтных показателей (результатов) оказания медицинской помощи – процент выздоровевших, пятилетняя выживаемость, уровень осложнений, летальность и проч.). Повысить точность и объективность оценки можно с помощью контроля за возможными причинами отклонения полученных показателей от реальных.
Максим Горшков
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.