Конференции / Симуляционное обучение - вклад в безопасность пациентов, всероссийская конференция / Опыт использования симуляционного обучения при изучении практических навыков у студентов младших курсов

Опыт использования симуляционного обучения при изучении практических навыков у студентов младших курсов

Автор(ы): Бутько В.В., Гончарук Я.И., Кудаш О.В.

Город: Гродно

Учреждение: УО «Гродненский государственный медицинский университет»

Актуальность

Медицинское образование – это то место, где использование симуляционного обучения является одним из важнейших способов научить студентов манипуляциям и в дальнейшем продолжать повышать уровень знаний и умений. Симуляционное обучение становится важным этапом практической подготовки врачей [1].
Кафедра пропедевтики внутренних болезней Гродненского государственного медицинского университета является первой клинической кафедрой для студентов младших курсов лечебного факультета. Согласно учебному плану, обучение студентов на кафедре начинается с цикла «Основы медицинского ухода» и «Медицинский уход и манипуляционная техника» на 1 и 2 курсе соответственно. Данные дисциплины являются подготовкой к практикам, которые студенты проходят так же, начиная с 1 курса: учебная практика «Медицинский уход» и производственная практика «Медсестринская с манипуляционной техникой» для 3 курса. Учитывая этот факт, перед кафедрой стоит задача не только провести теоретическую подготовку студентов перед приходом на практику в стационар, но и сформировать практические навыки и умения, необходимые для работы младшего и среднего медицинского персонала, включая навыки медицинской сестры процедурного кабинета [2].

Цель

Представить опыт применения симуляционного обучения в работе лаборатории практического обучения УО «ГрГМУ» при преподавании дисциплин «Основы медицинского ухода» и «Медицинский уход и манипуляционная техника».

Материалы и методы

Формирование практических навыков осуществляется кафедрой пропедевтики внутренних болезней в тесном сотрудничестве с Лабораторией практического обучения Гродненского государственного медицинского университета с использованием симуляционных средств обучения.
Освоение практических навыков во время занятия предусматривает изучение общей схемы алгоритма манипуляции, необходимых для ее проведения средств и оборудования, анализируются наиболее часто встречающиеся ошибки и обсуждаются средства их выявления и предотвращения. Преподавателями кафедры и лаборатории практического обучения в рамках дисциплины «Медицинский уход и манипуляционная техника» разработаны оценочные листы (чек-листы) по каждому практическому навыку, а также видеоролики к чек-листам, что позволило оптимизировать процесс обучения.
Для отработки практических навыков используются фантомы, муляжи, имитаторы пациента и стандартизированные пациенты, что позволяют повысить уровень профессиональной подготовки будущих врачей.

Результаты

При преподавании практических навыков по дисциплине «Медицинский уход и манипуляционная техника» с использованием симуляционного оборудования соблюдаются все этапы симуляционного обучения.
Первый этап – входной контроль. Перед практическим занятием обучающийся самостоятельно готовится по теме предстоящего занятия, используя рекомендованную литературу, мультимедийные материалы, лекции и т.д.
Второй этап – брифинг. Брифинг включает предоставление информации о ходе занятия и его компонентах: брифинг, тренинг, дебрифинг; постановка целей и учебных задач практического занятия; обсуждение теоретических аспектов темы совместно с преподавателем; разъяснение основных принципов работы и технических возможностей симуляционного, медицинского и иного оборудования, используемого на данном занятии, знакомство с размещением расходных материалов, которые могут понадобиться в ходе занятия; инструктаж по технике безопасности при работе с оборудованием.
Третий этап – основной этап. После брифинга преподаватель демонстрирует эталонное исполнение навыка с пояснениями, затем идет повтор без пояснений, после чего предлагается самостоятельно выполнить задание. В ходе тренинга технических навыков используются тренажеры различного класса реалистичности, например, рука для отработки внутривенных инъекций, тренажер для зондирования и промывания желудка.
Четвертый этап – дебрифинг. Дебрифинг – анализ, разбор опыта, приобретенного участниками в ходе выполнения практического навыка. Существует два основных подхода к проведению дебрифинга: разбор ошибок, обучающихся с участием дебрифера; разбор ошибок дебрифером с участием обучающихся. Преподаватель является участником дискуссии и направляет участников с помощью вопросов, акцентируя внимание на ошибках и правильном выполнении действий в сложных ситуациях. По завершении дебрифинга подводят итоги работы, и преподаватель оценивает обучающихся. Для проведения объективной оценки по результатам тренинга следует использовать оценочные листы (чек-листы).
Пятый этап – обратная связь. И студентам, и преподавателю необходимо обладать информацией о результатах проведенного практического занятия. Студент может получить копию своего чек-листа, а преподаватель - заполненную анкету обратной связи, которая на основании оценки удовлетворенности, их мнения о тех или иных аспектах проведенного тренинга служит для совершенствования и коррекции учебного занятия.

Выводы

Опыт применения симуляционных технологий на младших курсах медицинского института оценивается как положительный. Симуляционное обучение позволяет: закрепить полученные теоретические знания; снизить уровень психологического стресса при выполнении первых манипуляций; обучить манипуляциям; приблизить имитацию деятельности к реальности с высокой степенью достоверности; «отточить» четкость, правильность и скорость выполнения действий, которые могу спасти жизнь пациенту в реальном случае; повышать мастерство; отрабатывать профессиональные действия при экстремальных ситуациях; проанализировать и исправлять допущенные ошибки. Использование симуляционного обучение позволяет повышать качество подготовки студентов медицинского университета.
Литература
1. Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / Под ред. А. А. Свистунова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 288 с.
2. Современные тенденции образовательного процесса в медицинском университете [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. В. В. Лелевич. – Электрон. текстовые дан. и прогр. – Гродно: ГрГМУ, 2020. – C. 24-26.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Валерия Бутько

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: