Автор(ы): Крючкова Н.Ю., Ноздрякова Л.С., Плехова Е.В.
Город: Омск
Учреждение: Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Омской области "Центр повышения квалификации работников здравоохранения" (БУ ДПО ОО ЦПК РЗ)
Актуальность
Статистические исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что синдром эмоционального выгорания (СЭВ) среди медицинских работников, является частым явлением. Финансовая неудовлетворенность, постоянное эмоциональное и физическое перенапряжение, тесное соприкосновение с проблемами пациента, иногда и полная идентификация себя с его проблемами, слабая социальная защищенность, могут стать причиной развития СЭВ. Сегодня СЭВ - проблема с глубокими социальными и медицинскими последствиями.
Цель
Выявить наличие признаков и уровень сформированности СЭВ у медицинских сестер разного профиля профессиональной деятельности, установить факторы, способствующие его развитию. Интегрировать в образовательный процесс учебные мероприятия, направленные на формирование навыков, способствующих снижению риска развития эмоционального выгорания.
Материалы и методы
Для исследования применен метод скрининг-тестирования, позволяющий по сумме баллов выявить наличие и уровень сформированности СЭВ. В тестировании приняли участие репрезентативные группы специалистов сестринского дела, обучающихся в Центре повышения квалификации работников здравоохранения Омской области. В исследовании приняли участие 270 слушателей.
Результаты
1. Социально-демографический статус участников: преобладает возрастные группы 20-25 лет (23%) и 41-45 лет (18%), со стажем работы 15-20 лет – 26% , 20-30 лет - 42%, более 30 лет - 32%, из них замужем 65%, имеют 1 и более детей – 75% респондентов, уровень дохода (по самоощущению) низкий составляет 81%.
2. Распределение по признаку сформированности СЭВ
(признаки СЭВ не выявлены / СЭВ в стадии формирования / СЭВ сформировался):
1. Медицинская сестра участковая: 21 (70%), 4 (13.3%), 5 (16.7%).
2. Медицинская сестра палатная отделения стационара: 8 (26.7%), 12 (40 %), 10 (33.3%).
3. Медицинская сестра процедурной: 17 (56.7%), 8 (26.7%), 5 (16.6%).
4. Медицинская сестра ОРИТ: 12 (40%), 9 (30%), 9 (30%).
5. Медицинская сестра участковая детской поликлиники: 18 (60%), 7 (23.3%), 5 (16.7%).
6. Медицинская сестра палатная детского стационара: 17 (56.7%), 8 (26.7%), 5 (16.6%).
7. Медицинская сестра палатная онкологического отделения стационара: 6 (20%), 2 (6.7%), 22 (73.3%).
8. Медсестра ФАП: 22 (73.3%), 4 (13.3%), 4 (13.4%).
9. Операционная медицинская сестра: 12 (40%), 4 (13.3%),14 (46.7%)
Таким образом, с учетом профиля деятельности, высокий уровень сформированности СЭВ выявлен: медицинская сестра палатная онкологического отделения стационара 22 (73.3%), медицинская сестра ОРИТ 9 (30%), операционная медицинская сестра 14 (46.7%). Среди факторов негативного влияния по мнению данной группы участников тестирования: высокая физическая и эмоциональная нагрузка (97%), сложный график работы (89%), высокий уровень ответственности (99%), тревожность (22%). При этом участники отметили и другие причины, являющиеся фоновыми для развития эмоционального истощения: неудовлетворенность профессиональными отношениями в коллективе (67%), частые конфликтные ситуации в производственной среде (52%), слабая коммуникативная компетентность (73%). Конфликты в коллективе и неумение справиться со стрессовой ситуацией становятся причиной негативных реакций.
Обучение в системе последипломного образования может и должно учитывать данную проблему. В структуру дополнительных профессиональных программ интегрирован сквозной модуль «Этика и психология профессионального общения». Программы повышения квалификации для специалистов с высоким уровнем дезадаптации включают дополнительные виды тренингов коммуникативных навыков, направленные на развитие стрессоустойчивости. Симуляции позволяют в безопасных условиях «обыграть» различные конфликтные сценарии, требующие навыков совладающего поведения: «медицинская сестра - врач», «медицинская сестра - пациент», «медицинская сестра - родственники пациента», «медицинская сестра - руководитель».
В процессе тренингов слушатели осваивают навыки психической саморегуляции и активизации личностных ресурсов, учатся управлять своим психоэмоциональным состоянием через воздействие на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Осваивают естественные и специально сконструированные приемы и способы. Положительный эффект (устранение эмоциональной напряженности, восстановление, повышение психофизиологической реактивности) отмечают почти все участники, принявшие участие в исследовании.
Обсуждение
В современных условиях, при высоком темпе жизни, возрастает разнообразие стрессов, в том числе связанных с профессиональной деятельностью. Развитие эмоционального и физического истощения развивается незаметно и может привести к неблагоприятным медицинским последствиям (развитию психосоматических заболеваний, депрессии, приему психоактивных средств), а так же влиять на качество работы, уходу из профессии.
Выводы
1. Риск развития СЭВ у сестринского персонала зависит от профиля деятельности медицинской сестры. «Тяжелый» пациент, физическая и эмоциональная перегруженность являются факторами риска профессионального истощения. Наиболее подвержены медицинские сестры, оказывающие сестринский уход тяжелобольным пациентам, с неблагоприятными исходами заболеваний (медицинская сестра палатная онкологического отделения стационара), а так же у сестринского персонала с тяжелой физической нагрузкой и графиком работы (операционная медицинская сестра, медицинская сестра ОРИТ).
2. Психологический климат в коллективе оказывает определенное влияние на формирование СЭВ и фоном для его развития.
3. Проведение тренингов самоуправления и стрессоустойчивости в рамках дополнительного профессионального образования оказывают положительный эффект на психоэмоциональный статус работника.
Людмила Ноздрякова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.