Автор(ы): Горшков М.Д.
Город: Москва
Учреждение: Учебно-виртуальный комплекс «Ментор Медикус», Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва
Результаты
Современная система подготовки хирурга сконцентрирована на усвоении им теоретических основ диагностики и лечения, по окончании циклов проводится оценка приобретенных знаний. Практические навыки активно приобретаются им в ходе вузовской подготовки (кафедры оперативной, общей, факультетской и госпитальной хирургии), дальнейшее же приобретения практического мастерства ложится на плечи куратора и основывается на принципе «делай как я». Объем и уровень приобретенных навыков зависят от старательности ординатора, добросовестности куратора и клинической активности базы. Промежуточный и итоговый уровень уровня практических навыков объективно не контролируется.
Вводимая Министерством здравоохранения Российской Федерации с 2016 года система аккредитации врачей и их допуска к определенным видам вмешательств базируется на объективной оценке компетентности хирургов и, в том числе, оценке ее практической составляющей.
Способы оценки уровня практического мастерства хирурга.
- Анализ статистических показателей (операционная активность, процент осложнений, смертности и т.п.).
- Структурированная оценка видеозаписи вмешательства.
- Экспертная оценка на практическом экзамене.
- Объективные методы оценки мастерства.
Все перечисленные выше варианты оценки практического уровня хирурга имеют свои плюсы и минусы, однако по совокупности факторов с точки зрения объективности оценки, эффективности и экономики, на первое место выходят объективное тестирование с применением симуляционных технологий. Симуляционные методики в обучении и тестировании по хирургии используются уже более 20 лет, прошли валидацию эффективности и являются экономичной альтернативой другим вариантам оценки.
Предлагается структура оценки практического мастерства с помощью симуляционных технологий и приводится перечень тестируемых практических навыков и оперативных вмешательств.
Максим Горшков
Уважаемый Максим Дмитриевич! Давно с Вами не обсуждали насущные наши проблемы. С интересом прочитал Ваши тезисы и полностью согласен с Вашей озабоченностью предстоящей аккредитации хирургов.Ваши предлагаемые 4 способа оценки уровня знаний хирургов хороши, но громоздки.. Можно дискутировать долго по каждому пункту, но, представляется, из-за массовости проведения процедуры, следует остановиться на двух компонентов структуированного экзамена- 1. Тестовый контроль( единая тестовая программа по РФ) и 2. контроль владения практического навыка, включая и симуляционные технологии контроля и оценки его, что будет зависеть от материально-технической базы имеющегося образовательного центра в территории или регионе..( и то и другое имеют конкретные наработки в РОХ).. Я думаю, что нам необходимо , каким то образом , объединить наши желания и усилия в этих принципиально важных вопросах. .
Уважаеый Сергей Александрович,
Спасибо за интерес к этому скромному тезису. Хотел бы еще раз подчеркнуть, что речь не шла об оценке уровня знаний (таких способов существует великое множество: беседа, экзамен, письменный опрос, компьютерный тест, «оценка 360 градусов», ОСКЭ и мн. других).
Увы, не могу согласиться с точкой зрения, что «контроль владения практическим навыков… будет зависеть от материально-технической базы имеющегося образовательного центра в территории или регионе». Нельзя ориентироваться на наличие материальной базы, "по факту". На мой взгляд, наша задача сделать так, чтобы оценка уровня мастерства (аккредитация) проводилась только там, в тех центрах, где этот уровень отвечает прописанным стандартам.
Разумеется, еще далеко не решено, что оценка практического мастерства вообще должна проводится в симуляционном центре. Напомню, сейчас она ведется на основе поданной статистической отчетности врача. Возможно, в будущем это будут комбинированные методы.
Наша задача именно сейчас предложить научно обоснованные и проверенные практикой методы объективной оценки мастерства, которые можно будет уже в 2016 году официально внедрить в практику.
С уважением,
Горшков М.