Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / Методика «Стандартизированный пациент» в первичной аккредитации по специальности «Педиатрия»

Методика «Стандартизированный пациент» в первичной аккредитации по специальности «Педиатрия»

Автор(ы): В.В.Викторов, Р.М.Файзуллина, Р.Р.Гафурова

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России

Результаты

На сегодняшний день основным направлением медицинского образования во всем мире является использование технологий медицинской симуляции (от лат. simulation- видимость, пространство), цель которой направлена на отработку практических навыков и умений обучающимися с минимизацией риска развития серьезных последствий для жизни и здоровья пациента.
Современные технологии медицинской симуляции позволяют студентам наиболее точно и реалистично воссоздать клинический случай в соответствии с заданным клиническим сценарием того или иного патологического/физиологического состояния и тем самым довести свои практические навыки и умения до автоматизма с абсолютным отсутствием вреда в процессе обучения как для пациента, так и для самого обучающегося.
Использование методов и технологий симуляционного обучения в учебном процессе студентов медицинских ВУЗов имеет ряд таких преимуществ, как:
- возможность создания условий, наиболее приближенных к условиям работы практикующего врача;
-возможность моделирования клинических ситуаций с отработкой алгоритма диагностики и терапии состояний;
-возможность проведения объективной оценки обучающимся своих способностей, владением практических навыков и умений до осуществления врачебной практике с реальными пациентами и др.
В качестве технологий симуляционного обучения в медицине на сегодняшний день используют таких методы как: письменные симуляции; низкореалистичные манекены, фантомы, тренажеры; изделия с «экраном»; манекены среднего класса, роботы-симуляторы пациента, а также технологии в основе которых лежит взаимодействие с реальными людьми, выступающих в роли стандартизированного пациента.
Актуальность симуляционного обучения в последние годы непосредственно связана с постепенным переходом медицинского образования с системы сертификации на систему аккредитации специалистов в рамках прохождения первичной аккредитации после окончания медицинского ВУЗа, а также первичной специализированной аккредитации на этапах усовершенствования своих профессиональных навыков. Один из этапов которой направлен на освоение практических навыков в симулированных условиях.
Учитывая тот аспект, который связан с ограничением возможности освоения практических навыков обучающимся педиатрического факультета на пациентах детского возраста, зачастую связанный с отказом родителей от проведения манипуляций на своем ребенке, одним из ведущих методов симуляционного обучения в области педиатрии, направленного на усовершенствование практических навыков, диагностики и терапии патологии детского возраста, является использование в процессе обучения методики стандартизированный пациент (СП).
Методика стандартизированный пациент (standardized patients) впервые была использована в процессе обучения в неврологии и разработана в 1963 году преподавателем Университета Южной Каролины (США) Говардом Бэрроузом и на современном этапе используется при оценке освоения практических навыков на втором этапе первичной аккредитации специалистов по специальности «Педиатрия».
Методика СП позволяет обучающимся отработать свои коммуникативные качества, такие как навыки общения с пациентом, способность расположить его к себе, в соответствии с данными литературы, правильно собранный анамнез заболевания в 80% случаев позволяет установить диагноз уже на этапе расспроса пациента. В роли стандартизированного пациента выступают специально обученные актеры, умеющие имитировать тот или иной клинический случай, с которым он ранее ознакомлен и способен симулировать состояние своего здоровья, жалобы, анамнез жизни и заболевания, на основании чего обучающимся необходимо выставить предварительный диагноз пациента и назначить терапию.
С 2016 года в соответствии с приказом Минздрава России от 25.02.2016 г. № 127 н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» во всех медицинских ВУЗах РФ, начался постепенный переход к системе аккредитации. В этом же году на съезде специалистов по коммуникативным навыкам медицины создан проект экзаменационной станции первичной аккредитации «Коммуникативного общения». В 2017 году сотрудниками ФГАОУ ВО «Первый Московский университет им. И.М. Сеченова» и группой врачей-экспертов была утверждена данная станция и предложена медицинским ВУЗам РФ в качестве пилотного проекта в первичной аккредитации обучающихся. В 2019 году в данном проекте приняли участие обучающиеся педиатрического факультета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Как показали результаты проведенной аккредитации экзаменационной станции «Сбор жалоб и анамнеза», высокий процент обучающихся показали хороший результат и способность к работе в системе практического здравоохранения.

Тема: Стандартизированный пациент
Рита Гафурова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: