Автор(ы): Булатов С.А.
Город: Казань
Учреждение: Казанский государственный медицинский университет
Актуальность
В последние годы вузовская педагогическая наука главенствующим направлением развития выбрала личностно-ориентированную парадигму: центром образования стал сам обучающийся и индивидуальный подход к процессу передачи знаний, умений и навыков. В высшем медицинском образовании этот процесс имеет свои особенности. Определенный консерватизм и исторически сложившиеся морально-этические нормы, доминирующие в медицине, ограничивает индивидуальное саморазвитие личности ставя определенные нормативные рамки. При этом реалии современного молодежного социума: прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость должны стать не препятствием в формировании личности врача, а обусловить стратегию деятельности и выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Педагоги-исследователи считают, что обеспечить поставленную задачу может лишь личностно-ориентированный подход в образовании, в том числе и высшем медицинском. На сегодняшний день – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развития его неповторимой индивидуальности. Следует отдавать себе отчет, что данная концепция должна быть педагогическим приемом, призванной содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств, а не подгонять имеющуюся систему высшего медицинского образования под быстро изменяющийся социум. Основополагающие понятия, такие как честь, совесть, профессионализм врача, сострадание к пациенту и готовность помочь в трудной ситуации должны оставаться неизменными.
Цель
Поиск эффективной методики обучения студентов медицинского вуза навыкам коммуникативного общения с пациентом способной поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности будущего специалиста
Материалы и методы
Одним из направлений, способных удовлетворить новым требованиям формирования внутреннего мира молодого человека и способной развить коммуникативные навыки будущего специалиста может стать система вузовской подготовки на основе методики «стандартизированный пациент».
Результаты
В Казанском государственном медицинском университете данная методика используется с 2004 года, прежде всего, как обучающая у студентов лечебного и педиатрического факультетов. В 2015 на основе данной методики разработан и сквозной тренинговый курс освоения коммуникативными навыками общения с пациентами. Начинается он на 3-м курсе в составе дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней». Именно на 3-м курсе студенты начинают осваивать базовые клинические дисциплины, впервые начинают общаться с больными как с пациентами, в их сознании идет закладка стереотипа подходов к решению психологических проблем пациента. Понимая важность данного этапа обучения, мы постарались создать комфортные условия для каждого студента, в которых могли бы реализоваться его индивидуальные и характерологические особенности. Большинство студентов, по данным анкетирования отмечают, что времени, отводимого в ходе занятия по клинической дисциплине на работу с пациентом явно недостаточно, оно делится между всеми студентами академической группы и говорить об индивидуальном педагогическом подходе в этих условиях не приходится. Поэтому имелись вполне справедливые нарекания со стороны студентов. Ситуация изменилась в лучшую сторону, когда наряду с реальными пациентами, наши студенты получили возможность поработать с актерами, по методике «sp». В рабочей программе кафедры пропедевтики внутренних болезней выделены специальные часы работы в центре практических умений с актерами, для закрепления умений по обследованию сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Одним из условий этого тренинга является общение с пациентами, как с реальными больными в клинике, с соблюдением всех правил профессиональной вежливости и деонтологии. Каждый студент имел возможность индивидуально обследовать до 7 пациентов. При этом отсутствовал риск навредить и усугубить состояние пациента, имелась возможность многократного повторения и закрепления приемов общеклинического обследования. Следующим шагом в развитии коммуникативных навыков является тренинговый курс с использованием «sp» методики в объеме 16 часов на 4-м курсе. В ходе цикла они принимают участие в решении 3-4 ситуационных задач с участием актеров выполняя функции куратора и эксперта. Примечательно, что вся работа: с актером, документацией, преподавателем построена строго индивидуально. Следующий этап - на 5-м курсе, в ходе цикловых занятий на кафедре медицинской психологии, где студенты вновь встречаются с методикой «sp». Психологические конфликты и трудности в налаживании коммуникативных мостиков с пациентом являются темой тренинга. Каждый студент проходит индивидуально ряд ситуаций, разыгрываемых актерами и ищет правильное решение по выходу из трудной ситуации. И здесь соблюдается принцип - обсуждение деталей работы с актером, разбор ошибок с преподавателем проводятся индивидуально и не становятся предметом широкого обсуждения.
Выводы
Количество студентов положительно оценивших практическую ценность методики «стандартизированный пациент» как помогающей в развитии коммуникативных навыков составляет 94% от общего числа опрошенных.
Таким образом, с нашей точки зрения, методика «стандартизированный пациент» являются уникальной возможностью для индивидуального и высокоэффективного образования личности в плане развития коммуникативных навыков, позволяющая раскрыть индивидуальные способности обучаемого и создать условия для формирования медицинского специалиста высокого класса.
Сергей Булатов
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.