Автор(ы): Кузовлев А.Н., Родионова А.Д., Нестеров В.Г., Андреенков В.С.
Город: Москва
Учреждение: ФНКЦ РР
Актуальность
Современная функциональная диагностика располагает различными инструментальными методами исследования. Наиболее распространенным и доступным методом исследования является электрокардиография. Ценность электрокардиографии (ЭКГ), как метода диагностики, невозможно переоценить. Современные технологии записи и анализа электрокардиограмм шагнули далеко вперед по сравнению с истоками этого диагностического метода. Вместе с тем, исторические и методические аспекты ЭКГ необходимы для изучения дисциплин «Физиология», «Медицинская физика», либо отдельным элективным курсом (Ратыни А.И., 2016). Методы преподавания данной дисциплины во многом устарели, что снижает эффективность ее изучения и формирования необходимых профессиональных навыков и компетенций. Неотъемлемой частью совершенствования процесса изучения курса электрокардиграфии является введение интерактивных методов, которые могут быть использованы в самостоятельной работе студентов в ходе изучения ряда дисциплин (Даулетбакова М. И., 2011; Альмухамбетова Р.К и др., 2016).
Цель
Разработать и внедрить в процесс обучения программное обеспечение, позволяющее усовершенствовать освоение обучающимися электрокардиографии в курсе предмета «Физиология».
Материалы и методы
По результатам опроса преподавателей и обучающихся было выявлено, что затруднения в изучении вызывают трудоемкие построения графиков вектроэлектрокардиограмм. Наиболее точный метод снятия векторэлектрокардиограмм – прямая запись. В настоящее время существует метод конвертирования графических изображений в векторную петлю. Несмотря на то, что данный метод имеет низкую точность в сравнении с прямой записью (Камалова Ю.Б., 2013), он достаточно эффективно может использоваться для обучения основам электрокардиографии.
В связи с необходимостью подготовки специалистов, готовых к применению в профессиональной деятельности высокотехнологического оборудования, возникла необходимость совершенствования и модернизации существовавших ранее технологий. С учетом потребностей образовательной практики было принято решение о создании программы, предназначенной для самостоятельной работы обучающихся при изучении вектроэлектрокардиографии, которая позволяет не только автоматизировать процедуру обработки графического изображения кардиограмм, но и может рассматриваться в качестве симуляционной образовательной технологии.
В качестве платформы для разработки был выбран ПК с операционной системой Windows 7, как наиболее распространенная в компьютерных классах НИУ БелГУ. Средой разработки послужила Visual Studio 2013, язык -- С# с библиотеками NET.
Результаты
Разработана программа Vectorator, предназначенная для самостоятельной работы студентов в ходе занятий по физиологии или элективного цикла по электрокардиографии.
Функции программы:
1) Построение двухмерной проекции векторэлектрокардиограммы из отсканированной кардиограммы
2) Пометка разных частей векторэлектрокардиограммы разными цветами для наглядности.
Зарегистрирован патент № 2015613054 «Программа для графического построения векторэлектрокардиограммы из двух отведений электрокардиограммы». Также разработана программа для построения трехмерной векторэлектрокардиограммы из отсканированной ЭКГ – Vectorator-3D. Зарегистрирован патент № 2015663516, в который вошел основной алгоритм обработки ЭКГ и построения трехмерной ВКГ.
В настоящий момент на кафедре анестезиологии-реаниматологии ИВДПО ФНКЦ РР проходит дальнейшая разработка и совершенствование интерфейса и функционала программы.
1) Центровка векторэлектрокардиограммы.
2) Добавлены усовершенствованные алгоритмы обработки графического изображения кардиограммы.
3) Добавлена возможность переноса изображений методом drug-and-drop, что существенно облегчает использование программы.
Выводы
Разработанные программы могут быть использованы при самостоятельной работе обучающихся по освоению таких дисциплин, как «Физиология» «Элективный курс по электрокардиографии» и др. Также предложенные разработки могут рассматриваться как необходимый компонент формирования профессиональных компетенций в системе непрерывного медицинского образования.
Вячеслав Андреенков
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.