Автор(ы): Кузовлев А.Н., Родионова А.Д., Нестеров В.Г., Андреенков В.С.
Город: Москва
Учреждение: ФНКЦ РР
Актуальность
Одну из важных ролей в медицинском образовании играет микробиология, которая является базовой дисциплиной для изучения курсов инфекционных болезней и эпидемиологии, что определяет ее высокую значимость и необходимость включения в образовательную программу в блок изучения клинических дисциплин. Многие авторы отмечают, что процесс преподавания данной дисциплины нуждается в совершенствовании, в том числе в части расширения применяемых образовательных технологий за счет внедрения компьютерных технологий, которые повышают заинтересованность обучающихся в получении знаний (Подгрушная Т.С. и др., 2015; Гизингер О.А. и др., 2016). Также необходимо отметить, что применение интерактивных средств в процессе обучения позволяет решить такие проблемы, как недостаточность погружения (симуляционный тренинг) обучающегося в исследовательский процесс и низкую практическую ориентированность существующих моделей обучения специалистов в данной области.
Недостаточный уровень материально-технического обеспечения образовательного процесса во многих медицинских ВУЗах зачастую обуславливает фрагментарность участия обучающихся в лабораторных исследованиях. Нередко процесс преподавания дисциплины «Микробиология» в этих условиях ограничиваясь только сообщением теоретической части образовательного цикла. Такая форма организации учебного процесса снижает интерес к микробиологии, формирует лишь поверхностные знания в изучаемой области.
Цель
Разработать программное обеспечение, направленное на повышение эффективности процесса преподавания дисциплины «Микробиология».
Материалы и методы
С целью решения обозначенных ранее проблем в системе преподавания микробиологии нами было принято решение о необходимости разработки компьютерной программы, частично восполняющей пробелы практического обучения будущих специалистов за счет моделирования их исследовательской деятельности в лабораторных условиях.
В качестве платформы для разработки был выбран ПК с операционной системой Windows 7, как наиболее распространенная в компьютерных классах НИУ БелГУ. Средой разработки послужила Visual Studio 2013, язык -- С# с библиотеками .NET.
Результаты
Результатом разработки стала программа VirtualLab, к основным функциям программы относятся:
1) Виртуальное микроскопирование полученного биологического материала.
2) Создание виртуальной твердой питательной среды из компонентов.
3) Посев полученного материала на виртуальную среду.
4) Просмотр внешнего вида полученной культуры микроорганизма.
По результатам работы был зарегистрирован патент № 2015619018 «Программа-симулятор среды для бактериологической диагностики», в который вошел основной алгоритм работы программы.
Начальный комплект включал: 13 микроорганизмов, 12 твердых сред, 18 компонентов для сред.
Перспективы совершенствования компьютерной программы связаны с возможностями дифференциации ее использования при подготовке медицинских специалистов различного профиля.
Нами было принято решение провести такую дифференциацию на модели обучения специалистов в области анестезиологии-реаниматологии. В связи с тем, что бактериологическая и бактериоскопическая диагностика является неотъемлемой частью работы врача анестезиолога-реаниматолога, каждый специалист в данной области должен понимать особенности размножения и жизнедеятельности микроорганизмов, с учетом которых принимать решения о применении в процессе лечения пациента той или иной антимикробной терапии. В связи с этим было решено продолжить работу над программой совместно с ФНКЦ РР.
Процесс модернизации обучающей компьютерной программы VirtualLab предполагает внесения следующих изменений:
1) Внесение в базу данных дополнительных микроорганизмов, сред, компонентов.
2) Добавление в программу жидких питательных сред.
3) Совершенствование алгоритма работы программы, введение обработки исключений.
4) Исправление мелких программных ошибок.
На сегодняшний момент осуществляется некоммерческое распространение данного программного обеспечения среди обучающихся ФНКЦ РР, что обеспечивает возможность использования программы во время их самостоятельной работы на личных ПК и в компьютерных классах. Одновременно осуществляется сбор данных для анализа результативности использования программы в процессе преподавании курса микробиологии.
Выводы
Разработано программное обеспечение, призванное решить такие проблемы преподавания микробиологии, как: нехватка практики в лабораториях, недостаток интерактивных ресурсов, низкий интерес студентов к предмету микробиологии.
Для определения эффективности внедрения данной технологии предполагается проведение сравнительного анализ компетентностных характеристик обучающихся ФНКЦ РР, в процессе образования которых предполагается использование данной разработки в сравнении с данными обучающихся других образовательных организаций.
Вячеслав Андреенков
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.