Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / ГИБРИДНАЯ СИМУЛЯЦИЯ «CЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ С ИНТУБАЦИЕЙ ТРАХЕИ» В ОБУЧЕНИИ НЕОНАТОЛОГОВ

ГИБРИДНАЯ СИМУЛЯЦИЯ «CЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ С ИНТУБАЦИЕЙ ТРАХЕИ» В ОБУЧЕНИИ НЕОНАТОЛОГОВ

Автор(ы): Крюкова А.Г., Викторов В.В.

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО "Башкирский государственый медицинский университет" Минздрава России

Актуальность

В настоящее время большинство симуляционных центров оснащены моделями роботов-симуляторов новорожденного с компьютерным управлением. Программное обеспечение робота-симулятора новорожденного позволяет достичь высокого уровня реалистичности симуляционного занятия: проигрывать и решать различные клинические сценарии, управлять манекеном, следить за правильностью действий обучающегося, вести хронологический протокол, моделировать медицинскую документацию. Вместе с тем, эксплуатировать робот-симулятор для приобретения мануальных автоматизмов неэкономично. В этой связи на начальном этапе обучения, приобретения практических навыков с многократным повторением действий, целесообразно внедрение гибридных симуляций.

Цель

Цель учебного занятия: формирование трудовой функции А/01.8 «Оказание медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям непосредственно после рождения», согласно требованиям «Профессионального стандарта Врач-неонатолог» Приказ МТСЦ РФ от 14.03.2018 №136н.

Материалы и методы

Для гибридной симуляции тренинга «сердечно-легочная реанимация с интубацией трахеи новорожденного», используем манекен базового или среднего уровня и фантом головы новорожденного. В качестве сценария рассматривается клиническая ситуация «Рождение ребенка в состоянии тяжелой асфиксии», что характеризуется следующими клиническими параметрами:
• отсутствие спонтанного дыхания
• сердцебиение менее 60 в минуту,
• не восстановление спонтанного дыхания к первой минуте жизни
• возникновение необходимости интубации трахеи
• необходимость проведения непрямого массажа сердца.
Регламентирующие документы: Методическое письмо "Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям" от 21 апреля 2010 г. N 15-4/10/2-3204. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Европейские рекомендации по сердечно-легочной реанимации (2015)

Результаты

Результат занятий -это выполнение поставленной учебой задачи: сбор информации, оценка и анализ состояния новорожденного, приобретение сенсорных и моторных умений, отработка лидерских качеств и навыков командной работы, переход на уровень уверенной способности оказания неотложной медицинской помощи в реалистичных условиях.

Обсуждение

Понятие «первичная и реанимационная помощь новорожденным в родильном блоке» объединяет в себе широкий спектр необходимых знаний и умений, необходимых в трудовой деятельности врача-неонатолога:
• выявление факторов рисков асфиксии новорожденного,
• знание температурного режима, умение включать открытую реанимационную систему и настраивать параметры инкубатора,
• определение показаний к проведению СЛР,
• оказание реанимационных мероприятий новорожденному в зависимости от гестационного возраста,
• умение оказать собственно сердечно-легочную реанимацию,
• умение интубировать трахею,
• осуществлять выбор и настройку параметров искусственной вентиляции легких для каждого конкретного новорожденного,
• катетеризировать вену пуповины,
• производить выбор, расчет и путь введения лекарственных средств,
• транспортировать новорожденного в отделение интенсивной терапии новорожденных.
Очевидно, что первичные и реанимационные мероприятия в родильном зале представляют собой целый перечень отдельных, достаточно сложных тренингов, требующих серьезной теоретической и практической подготовки.
Частью вышеуказанных мероприятий, проводимых новорожденному в родильном зале, являются сердечно-легочная реанимация (СЛР) и интубация трахеи. Интубация трахеи новорожденного относится к разряду сложных практических навыков, требует внимательности и быстроты движений, и имеет много осложнений. Прежде чем приступить к решению клинических сценариев на управляемом компьютером симуляторе, потребуется большое количество повторных движений для формирования умений выполнить указанные мероприятия безопасно для пациента и уложится в установленное время.
Тренировки сердечно-легочной реанимации новорожденного проводим на «экономном манекене» с возможностью проведения вдохов дыхательным мешком, визуальным контролем экскурсии грудной клетки и проведением компрессии грудной клетки, но без возможности интубации трахеи. Отрабатываем следующие практические навыки до уровня умений:
• выбор правильной позиции для врача,
• правильного положения туловища и головы новорожденного,
• умение правильно накладывать и фиксировать лицевую маску,
• умение правильно осуществлять вдохи дыхательным мешком,
• знать точку для проведения непрямого массажа сердца,
• уметь правильно располагать пальцы кистей и сами кисти для компрессий грудной клетки новорожденного
• знать глубину компрессий грудной клетки и уметь правильно их проводить
• соблюдать ритм СЛР, то есть соотношение «вдох: компрессии» 1:3
По условию задачи, в соответствии с алгоритмом Европейского совета по реанимации, данному новорожденному потребуется интубация трахеи. Подключаем гибридную симуляцию, используя фантом головы новорожденного.
Правильность установки эндотрахеальной трубки проверяем с помощью визуального контроля положения трубки в «имитационной трахеи», раздувания «легких» (специальные мешочки) и проводим симуляцию аускультации легких. Обязательно ведется хронология тренинга, все движения озвучиваются.

Выводы

Таким образом, гибридная симуляция выступает в качестве подготовки обучающихся к переходу к занятиям высокого уровня реалистичности с применением робота-симулятора новорожденного и решения сложных клинических сценариев, при большом потоке обучающихся применение гибридных методов симуляционного обучения позволяет реализовать идею любого комплексного тренинга.

Тема: Педиатрия и неонатология
Алевтина Крюкова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: