Автор(ы): Крюкова А.Г., Викторов В.В.
Город: Уфа
Учреждение: ФГБОУ ВО "Башкирский государственый медицинский университет" Минздрава России
Актуальность
В настоящее время большинство симуляционных центров оснащены моделями роботов-симуляторов новорожденного с компьютерным управлением. Программное обеспечение робота-симулятора новорожденного позволяет достичь высокого уровня реалистичности симуляционного занятия: проигрывать и решать различные клинические сценарии, управлять манекеном, следить за правильностью действий обучающегося, вести хронологический протокол, моделировать медицинскую документацию. Вместе с тем, эксплуатировать робот-симулятор для приобретения мануальных автоматизмов неэкономично. В этой связи на начальном этапе обучения, приобретения практических навыков с многократным повторением действий, целесообразно внедрение гибридных симуляций.
Цель
Цель учебного занятия: формирование трудовой функции А/01.8 «Оказание медицинской помощи новорожденным и недоношенным детям непосредственно после рождения», согласно требованиям «Профессионального стандарта Врач-неонатолог» Приказ МТСЦ РФ от 14.03.2018 №136н.
Материалы и методы
Для гибридной симуляции тренинга «сердечно-легочная реанимация с интубацией трахеи новорожденного», используем манекен базового или среднего уровня и фантом головы новорожденного. В качестве сценария рассматривается клиническая ситуация «Рождение ребенка в состоянии тяжелой асфиксии», что характеризуется следующими клиническими параметрами:
• отсутствие спонтанного дыхания
• сердцебиение менее 60 в минуту,
• не восстановление спонтанного дыхания к первой минуте жизни
• возникновение необходимости интубации трахеи
• необходимость проведения непрямого массажа сердца.
Регламентирующие документы: Методическое письмо "Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям" от 21 апреля 2010 г. N 15-4/10/2-3204. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Европейские рекомендации по сердечно-легочной реанимации (2015)
Результаты
Результат занятий -это выполнение поставленной учебой задачи: сбор информации, оценка и анализ состояния новорожденного, приобретение сенсорных и моторных умений, отработка лидерских качеств и навыков командной работы, переход на уровень уверенной способности оказания неотложной медицинской помощи в реалистичных условиях.
Обсуждение
Понятие «первичная и реанимационная помощь новорожденным в родильном блоке» объединяет в себе широкий спектр необходимых знаний и умений, необходимых в трудовой деятельности врача-неонатолога:
• выявление факторов рисков асфиксии новорожденного,
• знание температурного режима, умение включать открытую реанимационную систему и настраивать параметры инкубатора,
• определение показаний к проведению СЛР,
• оказание реанимационных мероприятий новорожденному в зависимости от гестационного возраста,
• умение оказать собственно сердечно-легочную реанимацию,
• умение интубировать трахею,
• осуществлять выбор и настройку параметров искусственной вентиляции легких для каждого конкретного новорожденного,
• катетеризировать вену пуповины,
• производить выбор, расчет и путь введения лекарственных средств,
• транспортировать новорожденного в отделение интенсивной терапии новорожденных.
Очевидно, что первичные и реанимационные мероприятия в родильном зале представляют собой целый перечень отдельных, достаточно сложных тренингов, требующих серьезной теоретической и практической подготовки.
Частью вышеуказанных мероприятий, проводимых новорожденному в родильном зале, являются сердечно-легочная реанимация (СЛР) и интубация трахеи. Интубация трахеи новорожденного относится к разряду сложных практических навыков, требует внимательности и быстроты движений, и имеет много осложнений. Прежде чем приступить к решению клинических сценариев на управляемом компьютером симуляторе, потребуется большое количество повторных движений для формирования умений выполнить указанные мероприятия безопасно для пациента и уложится в установленное время.
Тренировки сердечно-легочной реанимации новорожденного проводим на «экономном манекене» с возможностью проведения вдохов дыхательным мешком, визуальным контролем экскурсии грудной клетки и проведением компрессии грудной клетки, но без возможности интубации трахеи. Отрабатываем следующие практические навыки до уровня умений:
• выбор правильной позиции для врача,
• правильного положения туловища и головы новорожденного,
• умение правильно накладывать и фиксировать лицевую маску,
• умение правильно осуществлять вдохи дыхательным мешком,
• знать точку для проведения непрямого массажа сердца,
• уметь правильно располагать пальцы кистей и сами кисти для компрессий грудной клетки новорожденного
• знать глубину компрессий грудной клетки и уметь правильно их проводить
• соблюдать ритм СЛР, то есть соотношение «вдох: компрессии» 1:3
По условию задачи, в соответствии с алгоритмом Европейского совета по реанимации, данному новорожденному потребуется интубация трахеи. Подключаем гибридную симуляцию, используя фантом головы новорожденного.
Правильность установки эндотрахеальной трубки проверяем с помощью визуального контроля положения трубки в «имитационной трахеи», раздувания «легких» (специальные мешочки) и проводим симуляцию аускультации легких. Обязательно ведется хронология тренинга, все движения озвучиваются.
Выводы
Таким образом, гибридная симуляция выступает в качестве подготовки обучающихся к переходу к занятиям высокого уровня реалистичности с применением робота-симулятора новорожденного и решения сложных клинических сценариев, при большом потоке обучающихся применение гибридных методов симуляционного обучения позволяет реализовать идею любого комплексного тренинга.
Алевтина Крюкова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.