Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Интеграция навыков профессионального общения в программу изучения клинических дисциплин.

Интеграция навыков профессионального общения в программу изучения клинических дисциплин.

Автор(ы): Беришвили М.В., Серкина А.В., Агеев М.Б., Шубина Л.Б., Беришвили Т.З., Красильщиков И.М.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет)

Актуальность

В сегодняшних реалиях, пациент ориентированное, уважительное и партнерское взаимодействие с пациентом актуально для каждого медицинского работника и здравоохранения в целом. Это не простая задача не только для студента и начинающего специалиста, но даже для более опытного врача. Навыки профессионального общения позволяют врачу более эффективно справляться с задачами повседневной практики. Мировой опыт обучения этим навыкам студентов медицинских университетов показал положительный результат. Психологически выпускникам, прошедшим такой курс и овладевшим коммуникативными навыками общения было проще начать работать с пациентами - перенести навыки из учебной аудитории в практику.

Цель

Сформировать у студентов целостное видение работы врача, в которой коммуникация с пациентом тесно сплетена с профессиональными клиническими навыками, знаниями и умениями. Обучить студентов выполнению практических навыков по дисциплине акушерство в неразрывной связи с коммуникативными навыками, максимально приблизив учебный процесс к практической деятельности врача, эффективность которой зависит от всех выше перечисленных составляющих его профессиональной деятельности.

Материалы и методы

Начиная с 2015-2016 уч.г. на кафедре акушерства и гинекологии №1 Сеченовского Университета совместно с ЦНПО Сеченовского Университета осуществлено интегрирование навыков общения (сбор анамнеза; обсуждение результатов обследование и их разъяснение; конфликтный пациент; внебольничные роды) с изучением тем по учебному плану курса акушерства на 4.
С целью осуществления учебного процесса мы разработали модули по каждому из вышеперечисленных навыков общения, которые использовали во время изучения акушерских тем,предусмотренных учебным планом для студентов 4 курса.

Результаты

За прошедшие три учебных года мы провели интегрированное с курсом «Акушерство» обучение коммуникативным навыкам с 16 группами студентов 4 курса, в общей сложности было охвачено около 300 студентов. Рассмотрим процесс обучения на примере темы занятия «Методы исследования в акушерстве». После обсуждения и изучения специальных акушерских методов исследования, мы предлагали студентам решение клинической задачи по пренатальной диагностике в ходе решения которой «разыгрывали» с их участием, в соответствии с условием клинической задачи, модуль «общение с пациенткой в ситуации принятия решения о прерывании беременности по медицинским показаниям». Выявляли коммуникативные задачи стоящие перед врачом в данной ситуации, и отрабатывали конкретные коммуникативные действия, через выполнение которых могут быть решены эти задачи.
В ходе занятия достигалась ключевая цель данного модуля – формирование у студентов установки на СОВМЕСТНОЕ С ПАЦИЕНТКОЙ принятие решения, например, о прерывании или сохранении беременности. При таком двухкомпонентном решении ситуационной задачи – клинические и коммуникативные составляющие в едином целом -студенты учились видеть ситуацию глазами пациентки, приходили к пониманию того, что в подобной ситуации нет однозначно правильного решения и выбор остается за женщиной.
Согласно требованиям к современным образовательным технологиям и с учетом потребностей студентов в 2018 году мы начали использовать мультимедийный материал для улучшения восприятия коммуникативных навыков. С этой целью сотрудниками ЦНПО Сеченовского университета, при участии студентов университета, были созданы учебные фильмы, в которых представлены симулированные пациенты и сценарий, соответствующий конкретной теме занятия по дисциплине «Акушерство». В учебных фильмах продемонстрированы различные варианты ведения врачом консультации и у студентов появилась возможность сравнить разные тактики ведения консультации, их влияние на эмоциональное состояние пациентки и общий результат консультации. Важно, что во время работы с видео, студенты научились замечать и тщательно анализировать важные детали в общении врача и пациента. Такие видео на занятии демонстрировались в контексте специально написанного преподавателями кафедры акушерства и гинекологии сценария в форме клинической задачи по теме занятия по акушерству.

Обсуждение

Данные занятия по навыкам общения с пациентами вызывают живой отклик у студентов, поскольку отвечают их собственным образовательным потребностям: студенты признаются, что необходимость общения с пациенткам в сложных ситуациях вызывает у них тревогу, без специального обучения навыкам профессиональной коммуникации они не чувствуют себя достаточно уверенными и компетентными. Мы получили обратную связь от студентов. Подобные формы проведения занятий очень приветствуются обучающимися. Приведем пример выпускников 6 курса (2018 г.), прошедших интегрированное обучение на 4 курсе - они отмечали удовлетворенность при сборе анамнеза и обследовании пациенток в отделениях родильного дома во время прохождения производственной практики на 6 курсе по акушерству и гинекологии. Этим выпускникам было легче справляться с заданиями пилотного проекта «по навыкам общения» во время первичной аккредитации .Таким образом, благодаря обратной связи с выпускниками 6 курса, мы убедились, что освоенные на 4 курсе в цикле акушерства коммуникативные навыки остались у студентов спустя два года и они смогли применить эти навыки не только при прохождении производственной практики по акушерству и гинекологии на 6 курсе, но и на «терапевтических станциях по общению с пациентом» во время первичной аккредитации. Коммуникативные навыки закрепляются на длительное время и об этом свидетельствует мировой опыт.

Выводы

Считаем целесообразным и оправданным встраивание в программу клинических дисциплин изучение коммуникативных навыков. При такой интегрированной модели обучения происходит погружение студентов в максимально реалистичные условия врачебного приёма, дает возможность изучать и выявлять, одновременно с клиническими навыками, детали и сложные моменты в общении с пациентками на амбулаторном приеме и в стационаре. Изучение навыков коммуникации, в ходе освоения клинических дисциплин, помогут начинающему доктору чувствовать себя уверено при общении с пациентом.

Тема: Коммуникативные навыки
Михаил Агеев

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: