Автор(ы): Долгина И.И., Гапонов А.Ю., Григорьян М.Ф., Соболева Н.И.
Город: Курск
Учреждение: ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет
Актуальность
Выполнение внутривенной инъекции входит в перечень навыков, подлежащих освоению и косвенно проверяется в рамках процедуры первичной аккредитации специалистов по специальности «Лечебное дело». Являясь безусловно важным для практики врача навыком, фактически внутривенная инъекция часто недооценивается студентами, считающими навык «непрофильным» для врача. В связи с этим мы провели оценку «выживаемости» навыка.
Цель
Целью исследования стала оценка «выживаемости» навыка проведения внутривенной инъекции в течение года.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 122 ординатора КГМУ, сдавших аккредитацию в 2017 году и набравших по данной станции не менее 70% правильно выполненных действий. Оценка навыка проводилась по оценочным листам первичной аккредитации. Сама процедура оценки «выживаемости» полностью копировала таковую при первичной аккредитации. С целью объективизации в исследовании приняли участие ординаторы, не работающие в роли среднего медицинского персонала.
Результаты
Все участники исследования успешно прошли повторное испытание, но общий процент выполнения станции снизился с 88,97% в 2017 г. до 79,24%. Дальнейший детальный анализ выполнения критериев оценочного листа позволил выявить «системные ошибки» выполнения. «Системной ошибкой» считали невыполнение действия более чем 25% испытуемых.
Наиболее значимыми «системными ошибками» стали: не уточнение самочувствия пациента, не точное соблюдение правил асептики, неправильный контроль наложения жгута. Так если во время аккредитации о самочувствии пациента поинтересовались 94,26 % аккредитуемых, то при повторном прохождении данный вопрос был задан только 69,67% участников. При позиционировании руки пациента на подушечке лишь 54,1% положили сверху одноразовую салфетку (на самой аккредитации данный пункт успешно выполнен 96,72% аккредитуемых). Двукратную пальпацию пульса на лучевой артерии при наложении жгута выполнили только 44,26% участников исследования (90,16% в 2017 г.). Почти треть участников (32,78%) обрабатывали инъекционное поле протирая локтевой сгиб сверху вниз, а не круговыми движениями, как того требует алгоритм станции.
Значительно в отсутствие тренировок на манекенах, упал процент успешных пункций: если на аккредитации в 2017 г. с первой попытки в вену попали 85,2% участников исследования, то в 2018 г. процент успеха составил только 65,57%. Сам навык процесса введения лекарственного средства (проверочные тракции до и после снятия жгута, положение и движения рук) практически не пострадал.
В то же время, аллергоанамнез и информированное согласие при исследовании собрали лучше, чем при аккредитации – 98,8% против 91,4% в 2017 году.
Этапы подготовки рабочего места, оценки, вскрытия и набора лекарственного средства в шприц в целом остались на прежнем уровне, однако следует отметить, что без тренировки действия участников исследования были существенно медленнее.
На завершающем этапе участники исследования смогли правильно рассортировать и утилизировать отходы, повторно обработать руки и сделать запись в листе назначений.
Выводы
Таким образом, навыки всех участников исследования оказалось достаточными, чтобы успешно повторить прохождение станции аккредитации, хотя, безусловно, процент ошибок вырос. Возникновение «системных ошибок» наиболее вероятно связано с отсутствием тренировок. «Выживание» навыка составило более 70%, что свидетельствует об эффективности системы подготовки выпускников КГМУ к первичной аккредитации.
Ирина Долгина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.