Автор(ы): Курмангалиева С.С., Курмангалиев К.Б., Власова Л.Н., Векленко Г.В., Базаргалиев Е.Ш.
Город: Актобе, Казахстан
Учреждение: Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова
Актуальность
Подготовка врача любого профиля включает в себя изучение общих патологических процессов и патологии органов и систем. Основной целью образовательного процесса является развитие клинического мышления обучающихся путем клинико-анатомического анализа морфологических изменений органов и тканей. Учебный процесс неразрывно связан с демонстрацией и изучением учебных макро и микропрепаратов, освоением практических навыков, определения патологических очагов, патологических процессов, интерпретации полученных результатов и их функциональная оценка. Однако, в условиях развития информационных технологий появилась возможность обучающемуся занять активную позицию в процессе обучения под наблюдением и контролем преподавателя. Такую возможность нам представил 3D конструктор, который позволяет студенту не только изучить морфологию патологического процесса, но и дает возможность их моделирования самостоятельно. Преимуществом метода является то, что студент самостоятельно не только изучает патологические процессы, но может дать им оценку и контролировать свои знания и умения, работать над пробелами и ошибками, тем самым повышая качество своего образования.
Цель
Цель исследования: изучение эффективности 3D конструктора «Вирхов» в образовательном процессе и его оценка студентами 3 курса специальности «Общая медицина», «Военная медицина».
Материалы и методы
Материалы и методы «3D конструктор патологии «ВИРХОВ» - интерактивное моделирование болезней и синдромов» - разработчик ТОО «SOMNIUM» Республика Казахстан, наглядно демонстрирует и моделирует в 3-х мерной среде патологию каждого органа в разных аспектах. Согласно программе имеется возможность моделирования 134 болезней и синдромов 19 органов и видеть их не плоскими, а в объеме, с использованием 179 макропрепаратов и 153 микропрепаратов. Преимуществом является доступность восприятия изучаемого материала и реалистическая визуализация патологических изменений органов человека, которая способствует более качественному и логическому усвоению студентами учебного материала. Программа предусматривает последовательные шаги, которые должен выполнить студент, причем программа является, как обучающей, так и контролирующей.
Конструктор был применен на практических занятиях при изучении дисциплины «Патология органов и систем» у студентов 3 курса специальности «Общая медицина», «Военная медицина». При проведении занятия согласно программе студент должен был пошагово войти в программу и выбрать для себя задачу: «Изучение» или «Моделирование». Раздел «Изучение» позволяет студентам получить всю информацию по изучаемой теме, а «Моделирование» самому сконструировать заданную преподавателем патологию. По желанию студента он может получить согласно программе результат своего ответа, с указанием ошибок, над которыми студент может дополнительно поработать. В процессе работы обучающие получают необходимую консультацию от преподавателя. При выполнении практической части занятия используют дополнительно микро и макропрепараты программы. При разборе кейсов студентам даются задания смоделировать изменения органов и тканей в соответствие с условиями задачи.
Результаты
Результаты
По завершению изучения модуля дисциплины «Патологическая анатомия» с применением «Вирхова», было проведено анкетирование 281 студента 3 курса специальности «Общая медицина» русского и казахского отделений. Анализ анкетирования показал, что 97,5% (271) обучающийся дали положительную оценку этому методу обучения по 5 балльной системе: 51% обучающихся дали «отличную» оценку, 38% - оценили метод на «хорошо» и 11% - на «удовлетворительно». И только 2,5% респондентов считают, что этот метод обучения не повлиял на качество их знаний.
Обсуждение
Обсуждения
По мнению обучающихся, применение конструктора в образовательном процессе способствует развитию клинического мышления и профессиональных компетенций. Конструктор способствует улучшению восприятия учебного материала, повышает уровень его наглядности. Как контролирующая программа, дает возможность учащимся проверять уровень собственных знаний по теме, видеть свои ошибки, обращать внимание на проблемные вопросы. Применение конструктора позволяет неоднократно воспроизводить морфологию патологических процессов, что создает условия для более результативного усвоения материала, особенно для слабоуспевающих студентов. Данный конструктор применяется на кафедре как инструмент, позволяющий контролировать и оценивать знания и навыки студентов, при анкетировании он получил по этим пунктам положительные отзывы. Применение конструктора , как оценивающий инструмент позволяет повысить достоверность оценки знаний и навыков обучающихся. «Вирхов» активно используется на кафедре при проведении внеаудиторных учебных занятий, предметных олимпиад, а также в работе научного студенческого кружка.
Выводы
Выводы
На основе взаимосвязи и взаимодополняемости традиционных и инновационных методов обучения конструктор «Вирхов» активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, повышает уровень знаний и умений, достоверно оценивает результаты обучающихся. Возможности 3D конструктора повышают уровень реалистичности обучения и способствует развитию клинико-анатомического анализа и мышления.
Кайрат Курмангалиев
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.