Автор(ы): Асеева Е.В., Манжос М.В., Моисеева Т.В., Сырцова Е.Ю., Финько Л.Н
Город: Самара
Учреждение: ЧОУ ОО ВО Медицинский университет «Реавиз»
Актуальность
Современная действительность, включающая внедрение в широкую медицинскую практику профессиональных стандартов, компетентностную модель подготовки выпускника, первичную аккредитацию, предоставляющую право сразу после окончания обучения заниматься практической клинической деятельностью, предъявляет высокие требования к подготовке обучающихся в медицинском вузе.
Основная стратегическая задача обучения медицинским специальностям на додипломном этапе предусматриает формирование необходимых компетенций, которые позволят молодому специалисту в начале своей медицинской карьеры избежать профессионального кризиса, обнаружив у себя отсутствие реально необходимых в работе знаний и практических умений.
Цель
Не вызывает сомнения, что изучение пропедевтики внутренних болезней играет важную роль в формировании мировоззрения врача любой специальности. На протяжении всей истории высшей медицинской школы курс пропедевтики внутренних болезней занимал центральное место в клинической подготовке студентов. По своей сути пропедевтика внутренних болезней имеет междисциплинарный, синтетический характер. Данное обстоятельство определяет тактические задачи преподавания данной дисциплины
Результаты
В последнее время молодые врачи стали придавать меньше значения классическим клиническим методам исследования – расспросу, осмотру – inspectio, ощупыванию – palpatio, выстукиванию – percussio, выслушиванию- auscultatio . Это связано не только с широкими информационными возможностями современных лабораторных и инструментальных методов исследования, сколько с недостаточным владением основными методами объективного обследования больных. Последнее обстоятельство отчасти объясняется большим объемом новой эмпирической информации, которая сложно усваивается студентами 2-3 курса.
В связи с этим на кафедре внутренних болезней Медицинского университета «Реавиз» при преподавании дисциплины «Пропедевтика Внутренних Болезней» (ПВБ)» активно используются методики, направленные на формирование паттернов различного плана. Это прежде всего психологический паттерн, который представляет pяд cтepeoтипныx дeйcтвий или пoвeдeнчecкий шaблoн, кoтopый дoвeдён дo aвтoмaтизмa, и вocпpoизвoдитcя в cooтвeтcтвующиx уcлoвияx. Безусловно именно формирование психологического паттерна играет важную роль при обучении расспросу, который предполагает процедуру знакомства врача и пациента, сбор жалоб и анамнеза. Далее следует этап осмотра, включающий общий осмотр: общее состояние больного; состояние сознания; телосложение и конституция больного; выражение лица, осмотр головы и шеи; осмотр кожи и видимых слизистых оболочек, характер волос и ногтей, развитие подкожно-жирового слоя, наличие отеков; состояние лимфоузлов; оценка состояния мышц, костей и суставов, и осмотр отдельных систем: нервная система, органы дыхания, сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, органы мочевыделения, эндокринная система. На этапе осмотра добавляется формирование двигательных паттернов по разработанным чек-листам, основанных на методиках пальпации, перкуссии и аускультации. Отработка практических навыков осуществляется несколькими способами:
• в парах, где спарринг-партнерами выступают студенты группы: один выполняет роль врача, другой роль пациента, затем ролевые функции меняются;
• на симуляторах различного уровня сложности;
• в режиме самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация по дисциплине ПВБ проходит в 2 этапа: на первом этапе предполагается контролировать владение студентом практических навыков клинического осмотра больного, 2 этап включает собеседование по билетам и решение практик ориентированной ситуационной задачи. Ко второму этапу допускаются лишь те студенты, кто успешно преодолел 1 этап.
Выводы
Результаты промежуточной аттестации обучающихся 3 курса лечебного факультета в текущем учебном году показали эффективность данной методики.
Сформированные паттерны подлежат закреплению и контролю на следующих этапах ОПОП: факультетской терапии, госпитальной терапии, поликлинической терапии, подготовки к сдаче и сдаче государственного экзамена, в период первичной аккредитации.
Елена Сырцова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.