Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ. ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ. ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Автор(ы): Гостимский А.В., Лисовский О.В., Лисица И.А.

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Актуальность

Внедрение ФГОС третьего поколения в преподавание в медицинских вузах подразумевает возможность самостоятельной работы выпускников по определенным медицинским специальностям. Допуском к работе стало прохождение процедуры аккредитации специалиста по окончании вуза.
Правила проведения аккредитации определены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. №127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» [1].
Основной задачей современного образовательного стандарта является формирование у выпускников компетенций – способностей применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении профессиональных задач. Составляющими компонентами компетенций являются теоретические знания и практические навыки, полученные в ходе обучения в вузе.

Цель

Выявить проблемы подготовки и проведения первичной аккредитации специалистов.

Материалы и методы

В 2016 году в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» впервые проводилась аккредитация по специальности «стоматология». Это был первый опыт проведения аккредитации для вуза и страны в целом. Учитывая небольшое количество аккредитуемых (57 выпускников), сложности в проведении были связаны с технической обеспеченностью станций и техническими возможностями аккредитационного центра.
По окончании 2016/2017 учебного года желание пройти аккредитацию в университете изъявили 362 человека по специальности «педиатрия», 51 – «лечебное дело», 73 – «стоматология», 9 – «медико-профилактическое дело», 6 – «медицинская биофизика». Таким образом, всего к аккредитации были допущены 501 выпускник вуза.
По итогам 2017/2018 учебного года аккредитацию прошли 392 человека по специальности «педиатрия», 63 – «лечебное дело», 57 – «стоматология», 15 – «медико-профилактическое дело», 8 – «медицинская биофизика». Всего - 535 выпускников.
Таким образом, в течение трех лет на базе СПбГПМУ аккредитовано 1096 специалистов: 754 - по специальности 31.05.02 «Педиатрия», 114- по специальности 31.05.01 «Лечебное дело», 14- по специальности 30.05.02 «Медицинская биофизика», 24 по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 187- по специальности 31.05.03 «Стоматология».

Результаты

Первичная аккредитация специалистов проходила в 3 этапа: тестирование, оценка практических навыков и умений в условиях «симулированной» клиники и решение задач.
Подготовка студентов к сдаче первичной аккредитации проводилась в течение учебного года. Она включала как самостоятельную работу (прохождение репетиционного тестирования и решение ситуационных задач на официальном Интернет-сайте Методического центра аккредитации специалистов (http://fmza.ru)), так и практическую работу (организованные на базе симуляционного центра факультативные занятия по отработке практических навыков, занятия на кафедрах с разбором клинических задач и использованием оценочных средств для первичной аккредитации).
Для подготовки ко второму этапу аккредитации использовались изданные в СПБГПМУ учебные пособия для студентов педиатрического и лечебного факультета («Оказание неотложной помощи в схемах и таблицах», «Физикальное обследование и диспансеризация пациента», «Физикальное обследование и профилактический осмотр ребенка») [2,3,4], а также видеоматериалы (обучающие фильмы) для помощи в подготовке к каждой станции.
Основными проблемами при подготовке студентов отмечалась нехватка времени для освоения навыков практического этапа ввиду загруженности учебного плана и несвоевременная публикация базы тестовых заданий и паспортов станций. Особенно остро эти факторы определялись в 2016 году, что оказывало значительное психологическое воздействие на аккредитуемых.

Обсуждение

На этапе тестирования проблемы возникли, главным образом, в 2016-2017 гг. Отмечалась низкая скорость интернет-соединения и результаты не имели конкретной информации, что было необходимым для поступления в клиническую ординатуру (на экране указывалось «Сдано»-«Не сдано»). В 2018 году результаты выдавались сразу, однако, технические проблемы еще сохранялись.
При проведении второго этапа основные трудности составили алгоритмы выполнения действий и незавершенные паспорта станций. В ряде случаев, не указывалась необходимость использования симулированного пациента в роли сопровождающего. Это отмечалось и при профилактическом осмотре ребенка и при остановке артериального кровотечения. Существенные затруднения вызвали "внезапные" изменения паспортов станций по специальности «Биофизика» в 2017 году, что определило необходимость приобретения дополнительного оборудования в кратчайшие сроки.
При подготовке и проведении третьего этапа, состоящего из ситуационных задач, отмечалась нехватка стандартизированных оценочных средств и отсутствие четких эталонов ответов, что, несомненно, может говорить о доле субъективности оценки аккредитуемых.
Таким образом, трехлетний опыт проведения первичной аккредитации специалистов позволил выявить уязвимые места в организации и проведении этапов аккредитации, слабые места в подготовке выпускников, что служит основанием для коррекции вышеуказанных пунктов.

Выводы

1. Изменения фонда оценочных средств, паспортов станций, введение дополнительных станций на этапах аккредитации должны быть заблаговременными, не позже начала учебного года.
2. Аккредитационные центры должны иметь утвержденную штатную структуру, целевое финансирование, необходимые площади и оборудование для обеспечения круглогодичной подготовки специалистов, проведения аттестации и психологической поддержки аккредитуемых.

Тема: Организация здравоохранения
Олег Лисовский

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: