Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / ТЬЮТОРСКИЕ ПОДХОДЫ В СИМУЛЯЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ТЬЮТОРСКИЕ ПОДХОДЫ В СИМУЛЯЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор(ы): Хаустова С.А., Титова З.А., Шмелев В.В., Райкин И.Д., Рахмонов А.А., Эпп Д.П.

Город: Барнаул

Учреждение: ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, 656038, Барнаул, Россия

Актуальность

Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает поддержку индивидуальных образовательных программ студентов и ординаторов, фактически сопровождает процесс индивидуального образования в вузе. В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» от 02.08.10 № 761н. Тьюторская поддержка в условиях современного медицинского вуза, выпускающего врача через технологически сложнный многоэтапный экзамен видится как давно назревшая необходимость.

Цель

Задачей нашего симуляционного центра является подготовка врача к выпуску в практическое здравоохранение через аккредитацию. Избирательность целей обучения обусловлена необходимостью в процессе аккредитации специалиста, оценить его умение и владение практическими навыками.

Материалы и методы

С одной стороны, навыки - это только простейшие компоненты деятельности (какова бы не была их технический сложность). В усвоенном варианте навык представляет собой однотипное действие, но с другой стороны не секрет, что в профессиональном исполнении в ургентной ситуации только кажется, что навык носит автоматизированный и бессознательный характер. Насаждаемая при неудачном выполнении многократность тренировок для освоения навыка формирует психологически негативный фон и разочарование в собственных профессиональных возможностях. Если процесс обучения подчинен дидактическим принципам: мотивированности, систематичности и последовательности изучаемого, успешность его выше. Здесь вполне, реализуем творческий потенциал тьюторов. В качестве старшего коллеги (тьютора) в наших условиях можно предложить клинических ординаторов. В процессе подготовки клинических ординаторов одной из обязательных дисциплин является педагогическая практика и прохождение ее именно в условиях симуляционного центра позволяет максимально заинтересовать ординаторов самой дисциплиной, с другой стороны оптимизировать учебный процесс специалитета: формировать минимальные по количеству человек групп в симуляционных классах и даже создать условия к индивидуальному обучению студента. Эти же условия позволяют перейти к индивидуальной оценке качества решения симуляционных заданий и освоения навыков.

Результаты

Благодаря тьютерским подходам, созданию клиническирми ординаторами благожелательного психологического климата (отсутствие менторства, давления авторитетов, психологическая близость к студенческой среде) в процессе обучения формируются стимулы к мотивации к приобретению устойчивых практических навыков. Клинические ординаторы кафедры анестезиологии, реаниматологии и клинической фармакологии с курсом ДПО активно участвуют в процессе симуляционного обучения студентов на специалитете, и так же в их подготовке к олимпиадам. Соревновательность (командные занятия, внутривузовские и межвузовские олимпиады) хорошо мотивируют на освоение знаний, навыков, умений.

Обсуждение

Сравнивая наш опыт и опыт других университетов (так же активно использующих тактику совместной подготовки студентов и ординаторов к олимпиадам, симуляционным боям) можно подвести в итогах учебного года, что помощь старших коллег внесли весомый вклад в подготовку студентов. На сегодняшний день заинтересованность ординаторов педагогическим процессом достаточно высокая, это не только желание помочь младшим коллегам, но и дополнительный мотив прийти еще раз в симуляционный центр, принять участие в работе над симуляционным сценарием, отработать собственные навыки предусмотренные аккредитацией по специальности "Анестезиология-реаниматология".

Выводы

- Тьюторская система эффективна, о чем свидетельствует успешное участие наших студентов в российских и международных олимпиадах
- Тьюторская система имеет право на существование как юридически оформленное наставничество законом «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» от 02.08.10 № 761н (со всеми сложностями свободных ставок, отчетности часов, трудоустройства, оплаты). Но предлагаемый нами вариант педагогической поддержки в образовательном процессе в симуляционном центре на всех уровнях подготовки студентов доступен, организационно прост и главное на наш взгляд достаточно эффективен..

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Хаустова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: