Автор(ы): Иванова Н.В., Киприянов В.С., Постаногов Р.А.
Город: Псков
Учреждение: ФГБОУ ВО Псковский государственный университет
Актуальность
В настоящее время на смену классической системе обучения у постели больного приходит обучение с использованием симуляционных технологий, позволяющих студентам-медикам осваивать диагностические приемы, алгоритмы выполнения медицинских манипуляций и развивать коммуникативные навыки с помощью медицинских фантомов без риска для здоровья пациентов.
Принципы симуляционного обучения могут быть также использованы для обучения студентов немедицинских специальностей по некоторым важным практическим модулям, таким как первая помощь. Для повышения уровня подготовки студентов немедицинских специальностей по основам медицинских знаний необходимо "вытащить обучающегося из-за парты" и поставить в ситуацию, близкую к реальной, с имитацией самых различных видов несчастных случаев, экстренных ситуаций, научить принимать рациональные решения.
Цель
Оценить целесообразность и эффективность применения симуляционных технологий при обучении студентов немедицинских специальностей основам первой помощи.
Материалы и методы
В октябре 2017 года в Псковском государственном университете была проведена Межрегиональная школа студенческого актива «Мы за здоровье» – массовое профилактическое мероприятие, в рамках которого более 200 студентов немедицинских специальностей из нескольких регионов России имели возможность реализовать свой лидерский и творческий потенциал, приобрести конкретные знания, умения и навыки через участие в ролевых играх, вечерних мероприятиях, посещение мастер-классов и тренингов в области здорового образа жизни, правильного питания, навыков оказания первой медицинской помощи.
Спикерами и тренерами выступили преподаватели Псковского университета и волонтеры из числа студентов - медиков, проводившие тренинги по безопасному пищевому поведению, навыкам оказания первой помощи, определявшие участникам Школы уровни биохимических показателей крови и уровень АД на базе Центра симуляционного обучения и аккредитации Псковского университета.
В исследовании приняли участие 60 студентов немедицинских специальностей 1-ого и 2-ого года обучения из Псковской, Архангельской, Новгородской областей, Краснодарского края и других регионов России. Тренинг по оказания первой помощи проводили инструктор и студенты-волонтеры. В качестве учебного пособия были использованы симуляторы «Максим» и BT-CPEA («Родам»). Занятие строилось следующим образом: теоретическое обучение основам оказания первой помощи, демонстрация практических навыков реанимации инструктором с подробным разъяснением каждого этапа, самостоятельное оказание первой помощи студентом с необходимыми пояснениями. По итогам тренинга был произведен опрос, по результатам которого оценивалась степень усвоения навыков.
Результаты
Опрос показал высокий уровень мотивации студентов немедицинских направлений подготовки к обучению навыкам оказания первой медицинской помощи не только через теоретический курс, но и симуляционные технологии. 100% опрошенных студентов ответили, что обучение на базе Центра симуляционного обучения и аккредитации способствовало повышению их уровня практической подготовки в вопросах оказания первой помощи; 67% опрошенных указали, что обучение навыкам со студентами - волонтерами делает обучение неформальным, более эмоциональным и запоминающимся; 100% опрошенных студентов отметили, что полученные знания, практические навыки пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности.
Обсуждение
Формирования основ медицинских знаний студентов немедицинских специальностей в вузе должно быть представлено в наиболее современном и практико-ориентированном варианте, с использованием современных симуляционных технологий. Проведенная оценка эффективности тренинга обнаружила заинтересованность в обучении навыкам со студентами - волонтерами, т.е. по принципу «равный – равному». Тренинги, основанные на принципе «равный – равному», позволяют передавать личный опыт, не формализованный в виде курса обучения, а «от себя».
Выводы
Положительные результаты исследования свидетельствуют о целесообразности и высокой эффективности использования симуляционных методик при обучении основам первой помощи студентов немедицинских направлений. Привлечение волонтеров из числа студентов - медиков к тренингам в рамках Школ студенческого актива и других массовых профилактических мероприятий позволяет реализовать принцип «равный – равному», повышает уровень знаний, делает обучение неформальным, более эмоциональным и запоминающимся.Тренинги, основанные на принципе «равный – равному», могут служить дополнением к обычному формальному обучению навыкам оказания первой помощи.
Наталья Иванова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.