Автор(ы): Лопатин З.В., Курбанбаева Д.Ф.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им.И.И.Мечникова Минздрава России
Актуальность
Важной частью оценки уровня готовности выпускников к самостоятельному осуществлению медицинской деятельности, является оценивание уровня освоения практических навыков, формируемых в рамках обучения медицинским специальностям. Современная практика оценивания данного этапа связана с использованием экспертами оценочных листов, с помощью которых формируется балльный рейтинг экзаменуемых: как правило, при выполнении более 70% обязательных действий этап экзамена считается сданным. Однако проведенный анализ состава оценочного листа и данной методики оценивания выявил логическое несоответствие – даже при незавершенности лечебно-диагностических мероприятий в симулируемой клинической ситуации экзаменуемый может успешно сдать экзамен. По-нашему мнению, такой подход не позволяет точно оценить уровень владения практическими навыками молодого специалиста. Поэтому в СЗГМУ им. И.И. Мечникова при проведении этапа государственной итоговой аттестации разработан и внедрен информационно-методический подход оценивания уровня освоения практических навыков у выпускников по специальности «Лечебное дело».
Цель
Цель. Исследование направлено на разработку информационно-методического подхода к совершенствованию процедуры оценивания уровня освоения практических навыков у врачей на основе использования автоматизированной системы. Для достижения цели потребовалось решение основных задач:
- разработка методического обеспечения для проведения оценки уровня освоения практических навыков;
- обоснование принципов унификации и объективизации экзамена;
- создание автоматизированной системы оценивания;
- апробация и внедрение системы;
- оценка результатов внедрения усовершенствованной системы оценивания.
Материалы и методы
Материалы и методы. Для проведения в рамках одного из этапов государственной итоговой аттестации в формате объективного клинического структурированного экзамена (ОСКЭ) сформирован фонд оценочных средств, включающий симулируемые клинические ситуации и оценочные листы. Аналогично проведению стандартного ОСКЭ, оценочные листы представляют собой логическую последовательность действий, составляющих лечебно-диагностические мероприятия в симулируемых клинических условиях. На основе принципа объективизации итоговой оценки экспертным путем проведено ранжирование действий оценочного листа по степени значимости: от необходимых, но не влияющих на конечный результат действий – до действий, определяющих эффективность диагностики и лечения. В результате ранжирования каждому действию присвоен вес (специальный коэффициент значимости в общей системе оценки). Экзаменаторами оценки выпускникам устанавливались по трехбалльной системе, где «2 балла» - действие выполнено полностью; «1 балл» - при выполнении действия допущены несущественные ошибки; «0 баллов» - действие не выполнено или выполнено неверно. Оценочные листы, оформленные экзаменаторами в электронной среде на платформе Google, объединяются в автоматизированной системе, где в соответствии с весовыми коэффициентами производится расчет балльного рейтинга. В результате генерируется сводная таблица оценок этапа экзамена. Специфика государственной итоговой аттестации определила потребность оценивания по шкале «отлично» - «хорошо» - «удовлетворительно» - «неудовлетворительно», приравнивание балльного рейтинга к которой, также автоматизировано.
Результаты
Результаты. Анализ эффективности разработанной системы оценивания позволил выявить статистически значимые расхождения между полученными экзаменующимися оценками по «традиционной» и усовершенствованной системам оценивания. В 2017 и 2018 годах 56 экспертами было экзаменовано 923 студента, по которым итоговые оценки, рассчитанные разными способами, различаются на 16%. При сопоставлении полученных оценок с такими показателями, как средний балл за время обучения или экзаменационными оценками по итогам изучения соответствующих дисциплин, определена их корреляция с итоговой оценкой с помощью усовершенствованной системы. Кроме этого, использование при проведении этапа государственной итоговой аттестации системы оценивания на основе весовых коэффициентов действий оценочных листов и автоматизации расчета балльного рейтинга экзаменующихся позволило снизить трудоемкость проведения этапа экзамена.
Выводы
Выводы. Ранжирование действий оценочного листа по степени значимости для решения поставленной задачи для экзаменатора означает возможность поставить высокую оценку при качестве выполнения лечебно-диагностических мероприятий, приближенном к требованиям практикующих специалистов. Для экзаменующегося – использование весовых коэффициентов позволяет структурировать свою деятельность для достижения поставленной цели, но не означает отказ от части действий: они, даже имея меньший вес, остаются обязательными к выполнению. То есть применение разработанного информационно-методического подхода позволило приблизиться к получению максимально объективной оценки готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности.
Захар Лопатин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.