Автор(ы): Ушмаров Д.И., Алексеенко С.Н.
Город: Краснодар
Учреждение: ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России
Актуальность
Одной из особенностей подготовки врачей-ординаторов хирургического профиля, является ситуация, когда при оказании помощи пациентам с ургентной хирургической патологией их непосредственное участие в лечебном процессе ограничивается пред- и послеоперационными периодами. Участие врачей-ординаторов, особенно первого года обучения, в выполнении оперативных пособий достаточно ограничено. Это связано как с юридическими аспектами (отсутствие сертификата специалиста), так и с техническими – отсутствие опыта оказания данного вида помощи, недостаточная хирургическая техника.
Все это формирует потребность к поиску новых форм и методов обучения в системе постдипломного образования врачей-ординаторов для приобретения необходимых компетенций.
В Приказах Министерства образования и науки российской федерации об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) предусмотрены блоки вариативной части, в рамках которых возможно использование инновационных методик обучения.
Цель
Разработка и внедрение в программу подготовки для врачей-ординаторов хирургических специальностей дополнительных форм обучения с учетом требований к специфике компетенций специалистов в современных условиях.
Материалы и методы
На базе учебно-экспериментальной операционной Учебно-производственного отдела нашего Университета, в мае 2018 года было подготовлено и проведено учебно-практическое занятие по теме: «Тактика хирургической бригады при жизнеугрожающих состояниях вследствие травм различного генеза».
Занятие проводилось четырьмя бригадами специалистов: анестезиологической и тремя хирургическими (торакальной, сосудистой и абдоминальной); кроме того, в состав каждой бригады, в качестве ассистента, был включен один ординатор второго года обучения.
Оперативное пособие проводили на экспериментальном животном – подсвинок возрастом 4,5 мес., массой 37,8 кг. Занятие проводилось в соответствии с правилами гуманного обращения с животными, регламентированными Российским и Европейским законодательством.
После интубации трахеи для проведения ИВЛ, поэтапно проведены хирургические пособия при «ранениях»: грудной полости с повреждением сердца, центральных сосудов (аорта, полая вена);брюшной полости с повреждением желудка, кишечника, печени, селезенки. Кроме основных этапов, на животном были продемонстрированы техники выполнения венесекции периферических сосудов, техника трахеотомии.
Каждое ранение (травма) сопровождалось краткой аннотацией алгоритма действий хирургической бригады, возможных техник и оперативных приемов, наиболее частых ошибок и осложнений встречающихся в практике при сходной патологии; после чего выполнялись этапы хирургического пособия с комментариями оперирующего хирурга.
Занятие транслировалось посредством передачи изображения с трёх видеокамер (двух обзорных и одной, сфокусированной на операционном поле) и звука в лекционную аудиторию, причем аудио связь была двусторонней, что позволяло слушателям задавать вопросы по ходу выполнения учебной-операции и после ее завершения.
Результаты
По завершению практической части занятия было проведено анонимное анкетирование обучающихся, которым задали вопросы, касающиеся информативности данного занятия, степени удовлетворенности обучением, качества технических средств (видео- и аудио сигналов) организации учебного процесса.
Также был проведен письменный блиц-опрос тридцати врачей ординаторов по основным алгоритмам оказания ургентной хирургической помощи, представленным на занятии.
После обработки полученных сведений были выявлены следующие результаты:
98% участников отметили, высокую информативность занятия;
93%участников изъявили желание непосредственно участвовать в процессе проведения такой формы занятий;
95% участников были полностью удовлетворены качеством проведенного занятия;
3% участников отметили недостаточный для себя уровень восприятия данной формы обучения.
Выводы
1.Данная форма обучения, в высокой степени удовлетворяет потребностям врачей-ординаторов хирургических специальностей, как дополнение к базовым программам и формам обучения.
2. Использование лабораторных (экспериментальных) животных в процессе обучения позволяет проводить реальные манипуляции при симуляции ургентной хирургической патологии, без риска для здоровья реальных пациентов, а телетрансляция дает возможность расширить аудиторию слушателей.
3. Принципы отработки мануальных навыков на экспериментальных животных с использованием симуляционных техникпозволяют повысить качество обучения,по современным стандартам.
Денис Ушмаров
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.