Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Навыки профессионального общения в медицине: результаты проведенных тренингов в Центре Непрерывного Профессионального Образования (Сеченовский Университет)

Навыки профессионального общения в медицине: результаты проведенных тренингов в Центре Непрерывного Профессионального Образования (Сеченовский Университет)

Автор(ы): Белогубова С.Ю., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Боттаев Н.А., Серкина А.В., Хохлов И.В., Холопцева Е.М., Балахонов А.А., Седова М.В., Гаряева А.Б., Стук И.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) УВК «Mentor Medicus»

Актуальность

В настоящее время пациент-ориентированный подход - это вектор качественной медицинской помощи, основой которой является грамотное общение с пациентом. Существуют конкретные навыки коммуникации, техники, которым можно научить любого, и они имеют доказательную базу.
В большинстве развитых странах обучение навыкам общения включено в учебный план подготовки медицинских специалистов. К сожалению, в российских медицинских вузах тренинги по навыкам общения для студентов, а также медицинских работников проводятся только по личной инициативе и на добровольной основе. Подавляющее большинство студентов и медицинских работников не осведомлены об их существовании.

Цель

Определить потребность в навыках общения медицинских работников, в том числе студентов медицинского вуза, а также выяснить, как изменилось представление медицинских работников и студентов-медиков к проблеме коммуникативной компетентности после тренингов по этой теме.

Материалы и методы

С мая 2017 года по июль 2018 года в Центре Непрерывного Профессионального Образования Сеченовского Университета было проведено 39 тренингов по навыкам профессионального общения, и 35 оценочных процедур для студентов, практикующих медицинских сестер, а также для практикующих врачей в рамках экзамена на статус "Московский врач". В общей сложности число участников составило 764 человека. Опрос проводился как среди участников этих мероприятий, так и других лиц. Было собрано 380 ответов. Всего 371 анкета была подвергнута обработке, и 9 анкет не были приняты к анализу. Полученная выборка распределилась следующим образом: 71 респондент проходил тренинг по навыкам профессиональной коммуникации, 176 не знакомы с данной темой, а остальные 124 человека были только участниками контролирующих мероприятий.
Использовалась анкета из 9 вопросов закрытого типа, в т.ч. с вариантами ответа “другое”, и 3 вопросов открытого, с отдельным ветвлением для прошедших обучение. Анкета распространялась через сервис google-форма, анализ результатов проводился с помощью сервиса Microsoft Excel.

Результаты

По результатам исследования из 371 респондента, проходивших опрос, 52% (195/371 чел.) являлись студентами, 26% (95/371 чел.) врачами, 13%, 7% и 2% - клиническими ординаторами, медицинскими сестрами и преподавателями, соответственно.
При ответе на вопрос о фразе, с которой опрошенные обычно готовы начинать консультацию, 49% (182/371 чел.) участников выбрали вопрос “Что Вас беспокоит?”, 24% (90/371 чел.) респондентов выбрали похожий вопрос “Какие у Вас жалобы?”. Вариант открытого вопроса “С чем Вы пришли?” или “По какому поводу обратились?” выбрали только 20% (74/371 чел.) респондентов, этот ответ был выбран 100% опрошенных, бывших на тренинге.
При ответе на вопрос о некорректной просьбе со стороны пациентов (например, просьбе поделиться номером личного мобильного телефона врача), чаще всего выбирался ответ отказать с пояснением “не положено и всё” (74%; 274/371). Позвонить врачу, чтобы спросить его разрешения, предлагают 20% (76/371 чел.) респондентов, 2 из 371 человека согласились дать номер, а 3 из 371 посоветовали обратиться лично. И только 2% (7/371 чел.) опрошенных выбрали вариант с встречным вопросом пациенту, уточняющим причину данной просьбы.
При вопросе о перебивании 11% респондентов затруднились ответить, 43% (160/371 чел.) считают, что пациентов перебивать можно, 38% (143/371 чел.) имеют противоположное мнение, и только 8% опрошенных (28/371 чел.) оказались знакомы с навыком “правильного перебивания”, когда можно аккуратно направлять речь пациента в нужную тему, явно не перебивая, а наоборот демонстрируя активное слушание.
Также, более половины опрошенных (59%; 217/371 чел.) согласились, что проявление сочувствия является неотъемлемой частью работы с пациентом, в то же время, 27% участников считают, что чувствам не стоит уделять так много внимания.
При ответе об ожиданиях от тренинга больше половины опрошенных (57%; 210/371 чел.) утверждают, что им было бы интересно приобретение “грамотных манипулятивных приемов в общении с пациентами”, а также “навыков, как успокаивать конфликтных пациентов”. Были учтены ответы респондентов, прошедших тренинги, которые свидетельствуют об изменении этих ожиданий. Большинство отметили, что навыки оказались легкими и нужна лишь тренировка (61,5%; 48/71 чел.), 19,2% курсантов (15/71 чел.) были удивлены, так как ожидали меньшего от тренинга, 16,7% (13/71 чел.) в обратной связи указали, что информация, данная на тренинге, была и так известна. И вместе с тем, 3,8% (3/71 чел.) курсантов выразили несогласие с полученной на тренинге информацией.

Обсуждение

При обработке результатов опроса удалось определить основные заблуждения и мифы в сфере профессионального общения: неизбежность перебивания пациента, ненужность открытых вопросов и выявления проблем пациента, а также необходимость использовать директивный, осуждающий тон. Результаты проведенных тренингов и опроса подтверждают неумение большинства участников проявлять эмпатию. Вместе с тем, изучая потребность в обучении навыкам общения, были выявлены неверные ожидания от самого тренинга (любопытство, подготовка к экзамену, желание научиться манипулировать пациентами).
При этом большинство опрошенных, прошедших тренинг, находят его полезным не только для сдачи экзамена, а в целом для улучшения профессиональных навыков и повышения своей коммуникативной компетентности. Также, они отмечают, что наиболее ценным для них стало понимание, что использование достаточно простых навыков позволит избегать конфликтных ситуаций вместо манипулирования пациентом и его успокаивания.

Выводы

Тренинги по профессиональной коммуникации нужны, т.к. медицинскому персоналу необходимо увеличить количество приобретенных навыков общения и уменьшить частоту ошибок, порождаемых мифами.
К сожалению, медицинские работники имеют неверное представление о содержании и целях таких тренингов. Несоответствие представлений людей о тренинге препятствует увеличению количества обученных и компетентных специалистов, а также развитию этого направления в отечественной медицине.

Тема: Коммуникативные навыки
София Белогубова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: