Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Сроки формирования навыков у хирургов по вязанию узлов

Сроки формирования навыков у хирургов по вязанию узлов

Автор(ы): Абзалиев К.Б., Данияров Н.Б., Сайдалин Д.М., Турганбеков Г.Т., Нурлан Д.Т., Тураманов А.А.

Город: Алматы, Казахстан

Учреждение: Казахский медицинский университет непрерывного образования

Актуальность

Процесс становления хирурга долгий и трудный. Кроме знаний, пониманий и умений он должен быть быстрым, надежным и безупречным. Ранее хирурги отрабатывали свои навыки на животных и трупах, если ему позволялось. Но в современном мире, когда не количество животных, ни тем более трупов, не хватит, чтобы каждый резидент мог отработать свои практические навыки, тем более что появилась масса симуляционных тренажеров, позволяющих это осуществить. При использовании тренажеров-симуляторов в обучении у молодых специалистов вырабатываются быстрота, уверенность, точность в движениях. Можно многократно отрабатывать неполучающийся элемент без вреда пациентам. Это позволяет обогатить практический опыт молодого специалиста, предусматривает интерактивный вид деятельности, погружение в среду путем воссоздания реальной клинической картины, предполагает обучение без риска для пациента. Применение симуляторов, позволяет улучшить навыки не только собственной коммуникации, но и командной работы. Они могут развить необходимые личностные и профессиональные качества, повысить безопасность и качество оказания медицинских услуг, а так же обеспечить исследовательские возможности.

Цель

Цель: совершенствование практических навыков резидентов кардиохирургов путем отработки навыков по вязанию хирургического узла на тренажере.

Материалы и методы

В проекте участвовало 11 резидентов и 5 молодых кардиохирургов. Разработан тренажер для формирования навыков хирурга по вязанию и шитью. Дизайн исследования состоял из 3 этапов: 1 этап – проведена теоретическая подготовка, демонстрация техники вязания, объяснение ошибок и измерение количества узлов при вязании в течение одной минуты. 2 этап - первое контрольное измерение количества узлов после месяца тренировок и 3 этап – второе контрольное измерение. На всех этапах у всех 16 испытуемых измерялось артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений (ЧСС).

Результаты

Во время первой попытки вязания узлов их количество составляло от 8 до 70 узлов в минуту (в среднем 35,563±17.049), при этом, в большинстве случаев узлы рвались или путались. Обучающие резиденты чувствовали соревновательный дух, и поэтому, к этому добавлялось волнение, неуверенность и спешка. Если до исследования АД колебалось от 90/60 до 125/80 мм.рт.ст. (в среднем 99,688±10,562 / 67,188±6,047), то сразу после измерения давление достигало 150/85 мм.рт.ст. максимально, в среднем 117,5±15,275 / 76,25±4,655мм.рт.ст. (Р=3,837 / 4,75). Пульс до испытания составлял 69,125±5,807 ударов в минуту, а после исследования поднялся до 89,875±10,77 ударов в минуту (Р= 6,784) с достоверной разницей в Р≤0,01. При повторном замере времени и количества узлов, буквально через месяц, у резидентов исчезли неуверенность, волнение и спешка. Они не порвали ниток, не путались и не обращали внимания на то, что за ними наблюдают остальные обучающиеся и наставник. Количество узлов увеличилось от 26 до 80 в минуту (в среднем 48,375±12,68 в минуту). На втором этапе АД поднималось незначительно, в среднем до испытания 97,813±8,159 / 66,25±4,655 мм.рт.ст., а после испытания составило 102,5±8,563 / 70,0±5,774 мм.рт.ст (Р=1,585 / 2,023). Частота сердечных сокращений практически оставалось на прежнем уровне от 67,688±4,27 ударов в минуту, до 69,125±4,801 ударов после испытания (Р=0,895) без достоверной разницы.

Обсуждение

По полученным данным видна разница в скорости вязания узлов в течение 3 месяцев отработок практических навыков. Отмечается выраженная положительная динамика. При первой попытке количество завязанных узлов всеми резидентами составила 569 узлов. При второй попытке произошло увеличение до 774 узлов, а увеличение скорости завязывания узлов между первой и второй попытками составила 36%. Соответственно между второй и третьей попытками (923 узла при третьей попытке) произошло увеличение на 19,2%. А в сравнении между первой и третьей попытками определяется увеличение на 62.2%. Практические занятия на тренажерах позволяют молодым кардиохирургам как самостоятельно, так и с преподавателем разработать свой алгоритм действий и отработать все особенности того или иного способа вязания узлов. Практикум включает в себя специфику применения хирургического материала и техники операции в кардиохирургии, отработку хирургических навыков наложения и вязания швов, особенности работы с разными видами тканей в кардиохирургии.

Выводы

Оценивая тренажер для формирования практических навыков по вязанию хирургических узлов мы убедились в ее эффективности, поскольку он наглядно продемонстрировал свои возможности. Поэтому следует использовать его в программе симуляционного курса, которая включает не только теоретическую подготовку в виде лекционного материала, но и самоподготовку с практическими занятиями, что позволяет приобрести уверенность, устойчивые хирургические навыки и привычки. Используя тренажер и мотивируя на самостоятельную работу, мы сможем в кратчайшие сроки «поставить руки хирурга», а преподавателей и экспертов научить оценивать навыки и умения начинающих кардиохирургов по единым, объективным критериям.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Куат Абзалиев

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: