Автор(ы): Домахина С.В., Марченко С.В., Потехина Е.В.
Город: Новосибирск
Учреждение: ГАПОУ НСО "Новосибирский медицинский колледж"
Актуальность
В современном мире первостепенной проблемой в обучении профессиям является отработка навыков и различных манипуляций до применения их в реальных условиях. Проверить теоретические знания на современном этапе не составляет труда, повышая объективность до надлежащего уровня, в связи с наличием компьютерной техники, видеокамер и прочих технических приспособлений. Но как узнать или предвидеть готовность того или иного специалиста к реализации знаний попав в рамки определённых обстоятельств? Данная проблема особенно актуальна при оказании экстренной помощи, при проведении манипуляций пациентам с помрачённым или нарушенным сознанием, имеющим разные возрастные периоды жизни, разный тип нервной деятельности и массу других отягчающих клинических ситуаций. Для минимизации ошибок и неудач на современном этапе решение этой задачи возможно только при использовании симуляционных технологий. Объединение симуляций позволяет интегрировать и выбрать теоретический материал в практическое его применение. Руководствуясь данными постулатами, мы приступили к реализации заказа нашему образовательному учреждению «Клиникой Пасман» на обучающий семинар «Технология венозного доступа детей разного возраста (0 до 5 лет)». Потребность работодателя продиктована часто возникающими сложностями в проведении данной манипуляции специалистами среднего звена именно у детей периода новорожденности, грудного возраста и раннего детского возраста.
Цель
Повышение подготовки специалистов среднего звена к проведению венозного доступа детям в период новорожденности, грудного и раннего детского возраста.
Материалы и методы
Подготовительный этап осуществлялся в подборе нормативно-правовой документации касающейся вопросов венозного доступа у детей, подготовки теоретического материала в сопровождении с максимальной наглядностью для слушателя.
Для проведения тренинга сформированы ключевые направления брифинга, освещающие анатомические области венозного доступа, топографическую анатомию, показания, противопоказания и возможные осложнения венепункции. Разработаны чек листы: «Постановка периферического венозного катетера», «Забор крови в педиатрической практике». Каждая манипуляция разбита на этапы, при отработке которой использовалась предметно-операционная методика.
Основные этапы симуляции включали:
подготовку к манипуляции с использованием трансиллюминации и без использования данного прибора;
способы фиксации ребёнка;
венозный доступ на верхней конечности;
венозный доступ на нижней конечности.
Симуляция осуществлялась на муляже младенца «DOKTOR GENERAL» - заполненного имитирующей кровь жидкостью. Тренинговые подходы заканчивались итоговым выполнением манипуляции с заполнением индивидуального «Чек листа».
Результаты
Основные ошибки при проведении тренинга слушателями: не фиксировали конечность и катетер 50% слушателей, 25% осуществляли выбор не правильного угла введения иглы. В 10% выявились скрытые ошибки в осуществлении инфекционной безопасности, связанные с обработкой рук при инвазивных вмешательствах, обработки поверхности кожи в местах инъекций. В дальнейшем ситуации стали усложнятся предложенными различными клиническими ситуациями. При оценивании данных клинических задач контролируется не только техника забора крови, но и количество крови, которое возможно взять у ребёнка в зависимости от веса и других анамнестических данных.
После проведения симуляционного тренинга следовал этап дебрифинга, с обсуждением работы каждого, как со стороны преподавателя - тренера, так и со стороны самих слушателей.
Анкетирование слушателей выявило следующие положительные результаты:
1. Исчезновение не уверенности и страха перед самой манипуляцией;
2. Оптимальные варианты выбора вены венозного доступа;
3. Проведение подбора соответствующего размера периферического катетера;
4. Выбор наиболее эффективного способа фиксации ребёнка;
5. Подбор метода адекватной анестезии.
Выводы
Полученные результаты подтверждают эффективность методики симуляционного обучения в подготовке специалиста к практической работе, способной значительно снизить количество профессиональных ошибок, как у юного специалиста, так и при повышении квалификации медицинских работников среднего звена.
Светлана Марченко
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.