Автор(ы): Искаков С.С.,Малгаждарова Б.С., Тулемисова А.А.
Город: Астана
Учреждение: АО «Медицинский Университет Астана»
Актуальность
Метод симуляционного (имитационного) обучения в клинической дисциплине, в частности в акушерстве и гинекологии, представляет большой интерес для обучающихся. Высоко-реалистические медицинские тренажеры все чаще используются для преподавания, успешного управления командами в критических ситуациях (CRM), с которыми часто встречаются будущие акушеры-гинекологи. Показано, что симуляционное обучение приводит к улучшению показателей CRM в симуляционном центре [1]. В АО «Медицинский Университет Астана» Республика Казахстан (РК) в течения ряда лет используется этот метод для обучения, как для врачей- интернов, так и для врачей-резидентов акушеров-гинекологов.
Существенным аспектом этой технологии обучения является внедрение эффективных методов обучения. Одним из таких методов является в использование манекена симулятора «SimМОМ». Это качественно новый подход на пути обеспечения профессионального обучения медицинских кадров, повышения качества оказания медицинской помощи и обеспечения безопасности пациентов[2].
Материалы и методы
Материалом служили проведенные занятия в учебно - клиническом центре (УКЦ) университета интернов акушеров-гинекологов 2 года обучения, врачей интернов врачей общей практики (ВОП) 7 курса и резидентов акушеров -гинекологов 1,2 и 3 года обучения.
Использован метод анкетирования и анализ данных обратной связи в процессе дебрифинга.
Обучение проходили в УКЦ университета, по предварительно составленному графику. На симуляторе создавались отдельные виды клинических ситуаций, приближенные к реальной практике. Заранее готовился сценарий, который проходил обсуждение как на кафедре, и совместно с работниками УКЦ ( руководитель доцент Джумадилов Д.Ш.). Так на первый занятии участники знакомились с манекеном «SimМОМ», со сценарием, оснащением и средствами для оказания помощи. На манекене «SimМОМ» можно воспроизвести три клинических сценария по теме «Акушерские кровотечения»: атония матки, дефект последа и выворот матки. Клиническая ситуация решалась командой из 3-4 врачей-интернов/ резидентов, в течение 10-15 минут. Сценарий менялся для каждой группе и изначально было неизвестно какую клиническую ситуацию команда должна разыграть. Оказание помощи контролировались модератором (тьютором) извне. В дальнейшем работа команды обсуждалась, как самими участниками, так и тьютором, то есть проводился дебрифинг.
Оценка эффективности внедрения нового метода обучения представляет собой наиболее сложный процесс. В оценке эффективности обращалось внимание на:
- умение проанализировать создавшуюся ситуацию;
- оказание неотложной помощи по клиническому протоколу, принятому в РК (демонстрация навыков);
- умение анализировать собственные ошибки и ошибки членов команды, участвовавших в деловой игре;
- владение практическими навыками, четкое выполнение элементов оказания экстренной помощи.
В процессе работы были выявлены некоторые сложности такие как:
- нехватка некоторых лекарственных средств;
- одноразовых пакетов для приема родов;
- систем и растворов для инфузии;
-инструментов;
-перегруженность УКЦ;
-неисправность манекена.
В УКЦ за последние 3 года проведены занятия в 26 группах, из которых 10 групп - врачи интерны ВОП. В 5-и группах при выполнении заданий имели место: напряженная обстановка, при волнения хоатичная работа, отсутствие согласованности в действиях. Участники это объясняли тем, что в реальной жизни во время дежурства, во время работы дневное время их отстраняли, при возникновения критических ситуации в клинике. При анализе анкет отмечено, что все участники высоко оценили занятия в УКЦ, с симулятором Sim«МОМ». Они признали, что созданная ситуация соответствует реальным событиям, в реальном масштабе времени. Даже отрицательный летальный исход при работе на симуляторе не оставил участников без эмоций – все переживали и видя на экране свои действия; осознавали, что необходимо набираться опыта для оказания экстренной помощи в той и/или иной ситуации.
Результаты
Анализ обратной связи показал, что только 9,2% участников после ознакомления со сценарием поняли, что в данном случае имеется акушерские кровотечения. Однако, конкретно причину кровотечения точно угадали только 3,7%. При неоднократном изменении сценариев оказалось, что 83,3% участников показали несостоятельность работы в команде. Каждая вторая группа не смогла определить своего лидера и организатора работы.
Оценка эффективности обучения на симуляторе «SimМОМ» показала более высокие результаты освоения практических навыков, с учетом предыдущих достижений на том же симуляторе, при неоднократном тренинге. Итоги разбора на занятиях позволили разработать индивидуальные траектории обучения для каждого участника, с целью достижения необходимых конкретных результатов, при соблюдении определенных эффективных алгоритмов действий и их неоднократного тренинга.
Обсуждение
Неисправность манекенов относится немедицинской проблеме данного метода обучения. Конечно, существует медтехники и инженера обслуживающие эти симуляторы, манекенов и тренажеры. Однако, и выпускающие и реализующие фирмы на наш взгляд должны гарантировать сроки эксплуатации этих манекенов, муляжей и где имеются заложенные компьютерные программы должны поддерживаться ими определенные временные сроки.
В последнем занятий выявлено, что мочевой пузырь не наполняется и один из клинических навыков выпадает не извесно на какой срок.
Мониторинг и анализ достигнутых результатов, при внедрении индивидуальных траекторий обучения выявил потенциальные возможности дальнейшего улучшения практических навыков и теоретических знаний.
Выводы
Анализ обратной связи при симуляционном обучении у интернов акушеров – гинекологов показал, что у обучающихся есть возможность самостоятельно разобраться над своими ошибками. Симуляционное обучение развивает клиническое мышление, дает возможности планировать отработки основных навыков, которые требуют тренировки или тренинга.
Талап Алиев
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.