Автор(ы): Таптыгина Е.В., Газенкампф А.А.
Город: Красноярск
Учреждение: Красноярский Государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно - Ясенецкого
Актуальность
Система здравоохранения нуждается в стимулах самоорганизации и самореализации медицинских работников. Профессиональное медицинское сообщество – это часть медицинского сообщества, реализующая задачу защиты интеллектуальной собственности, возможности для наиболее эффективного использования профессиональной квалификации, разделяющей и несущей ответственность перед обществом.
Профессиональное медицинское сообщество один из социальных механизмов реализации кадровой политики в системе здравоохранения. Социальный статус ориентирует на занятие более высокого положения в структуре общества, выбор профессии врача, повышение квалификации. Федеральный закон «О техническом регулировании» вывел из-под непосредственного государственного регулирования основной элемент исполнения профессии – стандарты профессиональной деятельности. Определено право профессиональных ассоциаций на разработку стандартов организации и добровольность их выполнения. Вместо обязательной аккредитации хозяйствующих субъектов утверждена система добровольной сертификации соответствия, т. е. фактически определены функции, передаваемые профессиональному сообществу. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» закрепил модель общественного здравоохранения, в которой профессиональное медицинское сообщество имеет возможность оказывать влияние на профессиональную деятельность своих членов, а различные институциональные структуры государства выполняют при этом в основном контрольно-разрешительные и надзорные функции.
Материалы и методы
В анкетном опросе приняли участие 96 врачей (женщин – 78, мужчин – 18) по 4 специальностям: Педиатрия (n=32), Лечебное дело (n=47), Стоматология (n=11) и Медицинская кибернетика (n=6). Год окончания ВУЗа – 1974-2009. Врачи являлись представителями медицинской организации различных форм собственности: государственная – 71; муниципальная – 28; частная – 6. Должности: руководители – 79; врачи – 17. Стаж работы в практическом здравоохранении от 6 до 42 лет. Использована унифицированная анкета, разработанная нами и адаптированная с учетом специалитета. Анкетирование предусматривало оценку уровня здравоохранения в Красноярском крае по 5 бальной системе: организация оказания медицинской помощи; уровень оснащения медицинских организаций; уровень квалификации руководителей медицинских организаций; профессиональные навыки медицинских работников; коммуникативные навыки медицинских работников; вопросы аккредитации медицинских специалистов.
Результаты
В результате анкетирования выявлено, что 86% респондентов впервые являются членами аккредитационной комиссии, 5% – повторно. Большинство опрошенных респондентов были членами экзаменационной комиссии: 54% – впервые, 21% – повторно и 25% – не ответили. Оценка уровня здравоохранения в Красноярском крае показала хорошие результаты. В основном ответы имели 4-5 балов. Лишь уровень оснащения медицинских организаций в 44% имел оценку 3. Дана оценка работы с молодыми специалистами в медицинских организациях Красноярского края: финансовая, социальная, профессиональная, моральная поддержка, наставничество. Получены ответы на ряд вопросов по аккредитации специалистов. 55% респондентов рассматривают для себя возможность участия в аккредитации в 2018 году.
Обсуждение
Нами показано, что профессиональное медицинское сообщество как социальный механизм реализации кадровой политики участвует в решении проблем здравоохранения в целом, профессионального медицинского сообщества, медицинских организаций и отдельных медицинских работников. На уровне отдельного медицинского работника социальность проявляется в том, что для функционирования системы здравоохранения важно обеспечение, поддержание социального статуса медицинского работника. В новом законодательстве по здравоохранению впервые зафиксированы конкретные позиции по развитию саморегулирования в здравоохранениии. Статья 29 федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» посвящена организации охраны здоровья. Особенно важной пунктом закона стало расширение преференций, которые государство передает профессиональным медицинским сообществам. Этому посвящена статья 76 «Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими и фармацевтическими работниками».
Право на осуществление ряда функций в сфере охраны здоровья имеют медицинские профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25 процентов от общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации. Такой организацией является Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» (Свидетельство о Государственной регистрации № 1107799011979), который создан в апреле 2010 года. Целью создания «Национальной Медицинской Палаты» является: объединение всего профессионального медицинского сообщества России на принципах саморегулирования для совершенствования системы охраны здоровья населения России. Одной из основных задач «Национальной Медицинской палаты» является введение системы саморегулирования в профессиональной деятельности на принципах обязательного членства в медицинских объединениях. Развитие модели саморегулирования профессиональной деятельности стали основной темой совета Национальной медицинской палаты, который прошел в середине марта 2017 года.
Выводы
Проведенное исследование доказывает объективную необходимость участия профессионального медицинского сообщества в обеспечении реализации кадровой политики в системе здравоохранения на примере Красноярского края.
Андрей Газенкампф
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.