Автор(ы): Мирончик Н.В.
Город: Минск
Учреждение: Белорусский государственный медицинский университет.
Актуальность
В Белорусском государственном медицинском университете активно внедряются современные эффективные образовательные технологии, постоянно совершенствуется информационное обеспечение учебного процесса. Вместе с тем требование времени в отечественном медицинском образовании - развитие симуляционного обучения. Применение системы симуляционного обучения призвано существенно повысить качество, эффективность и безопасность оказываемой населению медицинской помощи. Важнейшими преимуществами симуляционных технологий являются обучение без вреда пациенту и объективная оценка достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста.
Материалы и методы
На базе учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» в лаборатории практического обучения (ЛПО) с 2014 года, успешно реализуются симуляционные образовательные технологии подготовки медицинских кадров на всех этапах непрерывного профессионального образования — высшее образование, послевузовское образование (интернатура, клиническая ординатура) и дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).
За время работы значительно увеличилось количество занятий и посещаемость ЛПО. В 2016/17 учебном году проведено 396 занятий – 2991 студент, в том числе - 72 слушателя факультета повышения квалификации, кафедры общей врачебной практики (факультет открыт с 01.04.2017г). Принимались экзамены по практическим навыкам по окончании интернатуры у акушер-гинекологов, хирургов, анестезиологов-реаниматологов, клинических ординаторов по анестезиологии и реаниматологии.
Опыт проведения первых занятий позволил определить проблемные вопросы и перспективные направления дальнейшего развития лаборатории.
Один из актуальных вопросов отсутствие квалифицированного преподавательского состава. Первоначально предполагалось, что занятия проводят преподаватели кафедр, для которых возможность не «на пальцах» обучать студента практическим навыкам будет интересна. На практике в начале работы ЛПО отмечалась низкая мотивация одной части преподавателей и отсутствие правильной тактики проведения занятий у других. Чтение мини-лекций на фоне тренажеров и демонстрация собственного выполнения навыка на тренажере – что не являлось по сути симуляционным тренингом.
В начале работы лаборатории проведено обучение преподавателей и персонала лаборатории работе с симуляторами. Всего прошло обучение 25 преподавателей – фактически продолжили работу в ЛПО 6 человек - 24%.
Дополнительное обучение группы из 7 сотрудников кафедр терапии, детских болезней, анестезиологии и реаниматологии по курсу обучения: «Подготовка и проведение симуляционных тренингов» с применением симулятора взрослого пациента SimMan Essential.
В период зимних каникул 2015-16 учебного года на базе лаборатории были проведены мастер классы с помощью преподавателей прошедших обучение для соответствующих кафедр. В свободное от занятий время в ЛПО предоставлена возможность для самостоятельных индивидуальных занятий преподавателей по изучению возможностей и функциональных особенностей симуляторов. Сотрудниками лаборатории оказывается консультативная и методическая помощь.
В настоящее время возможность самоподготовки интенсивно используется преподавателями всех кафедр университета.
Результаты
На сегодняшний день разработано и утверждено 15 учебно- методических пособий для занятий в ЛПО по всем модулям. Разработана и утверждена концепция внедрения и развития системы обучения практическим навыкам на кафедре анестезиологии и реаниматологии.
После проведенного обучения практически все преподаватели изменили структуру проведения занятий. Проведен хронометраж использования учебного времени при проведении занятий в ЛПО. Всего прохронометрировано 4120 минут. Наибольшее количество времени затрачено на отработку навыков – 59,6%, вступительная теоретическая часть – 10,6%, дебрифинг – 19,6% и 10,2% - перерывы.
Обсуждение
Обучение преподавателей для работы с симуляторами необходимо проводить не только по схеме «как это включается и выключается» - процесс и схема проведения занятий в симуляционном модуле требует совершенно другого подхода к самой структуре занятия.
Один из разделов в обучении преподавателей, не требующих затрат, является изучение оборудования (манекенов), условий (симуляционный центр) и программного обеспечения, конструирование сценариев и их интеграция в учебные планы.
Для достижения нужного результата важна слаженная работа преподавателей кафедр, это позволит исключить дублирование тем симуляционных занятий на различных кафедрах.
Выводы
В данной ситуации одним из наиболее важных ресурсов симуляционного центра является преподавательский состав. Таким образом повышение квалификации преподавателей должно рассматриваться как обязательный компонент сохранения и развития симуляции.
Необходимо создание системы регулярной подготовки и переподготовки персонала (преподавателей, инструкторов) обеспечивающего симуляционное обучение.
наталья мирончик
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.