Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / ДИСТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СИМУЛЯЦИОННЫХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИСТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СИМУЛЯЦИОННЫХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор(ы): Чурсин А.А., Ловчикова И.А., Боев С.Н., Боронина И.В.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежская государственная медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

В рамках реализации программы непрерывного медицинского образования (НМО) на базе учебной виртуальной клиники (УВК) Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко разработаны краткосрочные курсы повышения квалификации по экстренной медицине для врачей всех специальностей. С целью эффективного использования рабочих станций УВК, в программу обучения включена дистанционная теоретическая часть.

Материалы и методы

Для разработки дистанционного курса обучения использована международная образовательная платформа MOODLE. Продуктивность дистанционного процесса отслеживалась как в режиме online, что позволяют коммуникационные возможности используемой образовательной платформы, так и непосредственно во время практических занятий в УВК.

Результаты

Качество медицинской помощи напрямую зависит от того, насколько эффективна система подготовки медицинских кадров. Врачебная профессия предполагает владение достаточно большими массивами теоретических данных. Если учесть, что научно-технический прогресс постоянно вносит коррективы в том числе и в медицинские знания, то становится понятно - теории, полученной в медицинском высшем учебном заведении, однозначно не хватит для качественной работы врача. Конечно, любой врач в процессе профессиональной деятельности так или иначе занимается самообразованием. Этого требует индивидуальный подход к пациенту. Но, как писал Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Особенно печально, когда в связи с основной специальностью врача, в «необъятное» попадают знания и умения по экстренной медицине. Кроме того, действующий закон обязывает оказывать медицинскую помощь в экстренной форме ЛПУ любого профиля, а от профессионализма действий персонала в данном случае зависит человеческая жизнь. Таким образом, значимость повышения квалификации в этом направлении трудно переоценить. Для реализации указанных целей на базе учебно-виртуальной клиники (УВК) Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко создан симуляционный курс краткосрочного повышения квалификации для врачей всех специальностей по оказанию медицинской помощи в экстренной форме. Эта обучающая программа состоит из двух частей- теоретической дистанционной и практической симуляционной.
Теоретическая часть представлена обучающей программой на базе образовательной платформы MOODLE. В дистанционный курс были включены основные разделы по оказанию экстренной медицинской помощи с ссылками на действующее законодательство. В модулях программы представлены алгоритмы действий медицинского персонала при развитии состояний, непосредственно угрожающих жизни пациента. Кроме того, модули содержат подробные методические рекомендации по соответствующим теме курса практическим навыкам. Возможности используемой нами виртуальной образовательной платформы позволяют размещать в модулях курса не только ссылки на источники, но и видеофайлы, лекции (как в виде слайдов, так и в видеоформате), необходимые в дальнейшей работе документы с доступом для скачивания. Изучение каждого элемента курса может быть оценено преподавателем. По большей части, лекционный материал считается отработанным, если преподаватель получил уведомление о просмотре (формируется автоматически программой). Кроме того, мы включаем в обучающие модули разнообразные задания (реферат на определенную тему, ситуационные задачи, многоуровневые вопросы). Ответы на них слушатели курса могут оставлять в программе самыми разными способами: прикрепить фото, видеофайл, документ, написать непосредственно в соответствующем модуле. Такие задания оцениваются либо вручную преподавателем, либо автоматически программой, исходя из процента выполнения. Формат образовательной платформы предполагает возможность обратной связи с преподавателем, что позволяет разрешить многие вопросы, возникающие по ходу изучения материала. Заканчивается дистанционный курс итоговым тестированием. В любой момент дистанционного курса преподаватель имеет возможность сформировать отчет и по каждому слушателю, и по группе. Отчет может быть кратким (процент прохождения материалов курса) или развернутым (с оценками по всем элементам курса).
Мы выбрали именно дистанционный вариант преподавания теоретических знаний, ведь слушатели- работающие специалисты, и вопрос времени для них немаловажен. Работа с программой возможна в любое удобное для слушателей время в рамках курса. Единственное условие- дистанционный курс должен предшествовать симуляционному. Кроме того, учебная виртуальная клиника- это загруженное практической работой подразделение ВГМУ. Занятия на базе УВК проводят многие кафедры в рамках реализации различных программ, поток слушателей достаточно высок. Занимать высокотехнологичные модули УВК под теоретические занятия, как мы считаем,- непозволительная роскошь. В случае выделения теоретической части в дистанционный курс мы решаем как вопросы лимита по времени слушателей, так и проблемы загруженности виртуальной клиники. Таким образом, в УВК приходят уже теоретически подготовленные слушатели, и восприятие симуляционной части курса становится более эффективным.

Выводы

Дистанционная часть обучающей программы по экстренной медицине на базе образовательной платформы MOODLE позволяет сделать процесс обучения на краткосрочных курсах по экстренной медицине максимально эффективным в условиях ограничения по времени.
Постоянное обновление теоретической базы знаний в соответствии с научно-техническим развитием человеческого общества так же важно для системы последипломного образования врача, как и отработка практических навыков и алгоритмов.
Наиболее эффективно симуляционная часть обучающей программы отрабатывается именно на фоне предшествующей теоретической поготовки.
В условиях современного развития и внедрения в образовательный процесс online-технологий возможно и, более того, продуктивно теоретическую часть обучающей программы выделять в дистанционный курс с использованием виртуальных образовательных платформ.

Тема: Организационные вопросы НПР
Александр Чурсин

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: