Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / Оценка коммуникативных навыков врача терапевта амбулаторно-поликлинического звена

Оценка коммуникативных навыков врача терапевта амбулаторно-поликлинического звена

Автор(ы): Николаенко О.В., Волкова Л.Д., Волкова О.А.

Город: Екатеринбург

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Актуальность

Качество медицинской помощи определяют как совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки, технологиям и стандартам. С каждым годом все большее внимание уделяется уровню подготовки медицинских работников, как со стороны работодателей, так и со стороны общественности. Выпускаемый медицинскими ВУЗами врач-лечебник, прошедший аккредитацию специалиста, помимо теоретических познаний, безусловно, должен обладать определенными коммуникативными навыками (установление контакта, выстраивание доверительных отношений «врач-пациент», проведение опроса с детализацией жалоб и т.д.). Именно они во многом определяют субъективную оценку пациента – главного потребителя медицинских услуг – о качестве оказанной ему медицинской помощи.

Материалы и методы

Объектом изучения явились первичные амбулаторные приемы врачей участковых терапевтов с помощью анкеты, составленной на основании приказа МЗ РФ №923н от 15.11.2012 Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Терапия» и паспорта экзаменационной станции «Сбор анамнеза на первичном амбулаторном врачебном приёме» Государственной итоговой аккредитации врачей-специалистов 2017 г. Проанализированы 150 амбулаторных приемов врачей участковых терапевтов за период времени с 30.06.2017 по 15.07.2017. Критериями оценки явились коммуникативные навыки: установление контакта с больным (приветствие, забота о его комфорте, самопрезентация врача); качество и полнота проведенного опроса (начало расспроса с фразы «На что жалуетесь?», внимательное слушание, обобщение, скрининг, учет мнения пациента); выстраивание отношений в процессе общения (зрительный контакт, перебивание, критика в адрес пациентка).

Результаты

Согласно проведенному анализу, среднее время первичного врачебного приема составило 13±3,1 минут, в 38% случаев (57 пациентов) прием длился более 15 минут.
При оценке категории «Установление контакта» выявлено: врач здоровался с пациентом на 78 приемах (52%); сообщал больному, где можно расположиться и куда положить свои вещи - 26% (39 приемов); самопрезентация врача-участкового ни разу не осуществлялась; согласие на расспрос получено в 100% случаев; «Идентификация личности пациента» выполнена на 126 приемах (84%).
Анализ категории «Расспрос» позволил установить: врач начинал общение с вопроса о жалобах пациента в 96% случаев (144 приема); выслушивал без перебивания в 74% (110 приемов); дополнительный расспрос проведен у 29 пациентов (24%), что позволяет задуматься о возникновении дефекта первичной диагностики; учет мнения пациента о связи своего заболевания с какими-либо событиями произведен в 8% случаев (11 пациентов).
Выстраивание отношений в процессе общения врача с пациентом недостаточно удовлетворительное: зрительный контакт более половины от времени взаимодействия не был установлен ни на одном приеме, больше всего времени врач уделял заполнению медицинской документации. С целью сокращения времени приема участковый терапевт перебивал пациента (в 48% случаев), критика в адрес пациента наблюдалась также в 48% случаев.
Таким образом, установление контакта с пациентом было проведено лишь на половине анализируемых приемов: отмечалось несоблюдение врачами правил этикета (приветствие и прощание), полное отсутствие самопрезентации. Опрос пациентов оценен как неполный: лишь на трети приемов была произведена детализация жалоб и проведен дополнительный расспрос, а мнение больных о своем состоянии учитывалось лишь в 8% случаев. Выстраивание взаимоотношений «врач-пациент» также оказалось неудовлетворительным: зрительный контакт отсутствовал на большей части приемов, в половине случаев врач перебивал пациента и допускал критику в его адрес.

Выводы

Время амбулаторного первичного приема врача участкового терапевта укладывается в установленные стандарты (15 минут) только на 62% от всех приемов; элементарные правила этикета врачом не соблюдаются почти в половине всех наблюдаемых случаев (48%), при этом о комфорте пациента чаще всего врач заботится (64%), самопрезентацию не проводит; практикующие врачи уделяют недостаточно времени и внимания полному сбору анамнеза заболевания и жизни: дополнительный расспрос проводят в 24% случаев, а мнения пациента не учитывается в 92%; в 48% случаев не устанавливаются партнерские взаимоотношения между врачом и пациентом, более того, зачастую поведение врача вызывает негативную эмоциональную реакцию со стороны больного; физикальное обследование чаще всего проводилось не в полном объеме, что обусловлено, первую очередь, жесткими временными рамками.
Ввиду выявления у врачей терапевтов амбулаторно-поликлинического звена недостаточного уровня владения коммуникативными навыками, целесообразным представляется проведение ряда мероприятий (тренингов, курсов) по дополнительной подготовке в этом направлении специалистов, как действующих, так и будущих.

Тема: Коммуникативные навыки
Ольга Николаенко

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: