Автор(ы): Смирнова М.П., Золотарева В.В., Потапов М.П., Чижов П.А., Барабошин А.Т. Анн
Город: Ярославль
Учреждение: ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России
Актуальность
профессиональное общение – это процесс взаимодействия медицинского работника с пациентами, коллегами и другими участниками процесса, который включает в себя обмен информацией, эмоциями и опытом. Медицинское интервью и навыки профессионального общения – наиболее выполняемая врачебная процедура, поэтому профессиональное общение рассматривается как важный элемент клинической деятельности. Профессиональное общение выступает в качестве эффективного инструмента для решения профессиональных задач в практике работы с пациентом: диагностики, лечения, профилактики, приверженности, клинических результатов. Необходимость обучения коммуникативным навыкам заявлена в качестве требований к результатам обучения выпускников медицинских ВУЗов по ФГОС3++ по направлению подготовки «Лечебное дело» в виде универсальной компетенции УК-4: «Способен применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия». Это подтверждается мнением работодателем, экспертов и представителей общественности.
Цель
Цель работы: создать пространство для обучения эффективным коммуникациям, созданию продуктивного диалога между врачом и пациентов, провести анализ проведенных заседаний, наметить меры по их совершенствованию.
Материалы и методы
Материалы и методы: в рамках междисциплинарного студенческого научного общества кафедры факультетской терапии и кафедры педагогики и психологии была создана межкафедральная «Лаборатория профессиональных коммуникаций». Анонсы мероприятий размещались на страницах студенческого научного общества ЯГМУ. Занятия проводились один раз в месяц. Участие приняли студенты лечебного и педиатрического факультета 4-6 курсов, студенты 4-5 курсов факультета клинической психологии, ординаторы, аспиранты.
"Лаборатория профессиональных коммуникаций" была задумана как образовательная площадка, призванная восполнить критический пробел в подготовке медицинских специалистов.
Целью проекта является формирование у студентов медицинского университета комплексных коммуникативных компетенций, которые позволят им стать не просто квалифицированными диагностами и терапевтами, но и эффективными коммуникаторами, способными устанавливать доверительные отношения с пациентами различных социальных групп и психологических типов.
Особое внимание уделяется развитию эмоционального интеллекта студентов — способности распознавать, понимать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния пациентов. Это включает не только умение проявлять эмпатию, но и навыки эмоциональной саморегуляции, позволяющие врачу сохранять профессионализм в стрессовых ситуациях и принимать взвешенные решения даже при высоком эмоциональном накале.
Программа "Лаборатории профессиональных коммуникаций" ориентирована на студентов 4-6 курсов медицинского университета, уже имеющих базовые клинические знания и начинающих активную практику работы с пациентами. Такой выбор целевой аудитории обусловлен необходимостью соединения теоретических коммуникативных навыков с реальным клиническим опытом.
Размер учебных групп ограничивается 12-15 участниками, что обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому студенту и создает условия для интенсивного группового взаимодействия. Такой формат позволяет преподавателям детально анализировать коммуникативные паттерны каждого участника и предоставлять персонализированную обратную связь.
Результаты
Результаты: в ходе проведенных занятий были разобраны темы, представляющие интерес для специалистов разного профиля.
Занятия по теме «Эффективные коммуникации» было направлено на развитие у студентов навыков активного слушания — фундаментальной компетенции, определяющей эффективность любого врачебного взаимодействия. В ходе проведенной работы студенты научились полноценно присутствовать в моменте общения, улавливать не только произнесенные слова, но и невербальные сигналы, эмоциональные подтексты и скрытые опасения пациентов. Еще одним важным моментов этого занятия было формирование навыков адаптивной коммуникации — способности модифицировать стиль общения в зависимости от характеристик конкретного пациента.
На занятиях по теме «Конфликты» студенты разобрали навыки разрешения конфликтных ситуаций. В ходе занятия были разобраны техники деэскалации напряженности, студенты научились управлять собственными эмоциональными реакциями и находить конструктивные решения в сложных межличностных ситуациях. Студенты факультета медицинской психологии представили доклады с персональными портретами пациентов с основными терапевтическим заболеваниями и их отношению к болезни, которое может быть причиной конфликтных ситуаций.
Программа активно использует методику стандартизированных пациентов — профессионально подготовленных актеров из числа студентов, способных достоверно воспроизводить симптомы и поведение реальных пациентов. Этот подход обеспечивает стандартизацию учебного процесса и позволяет всем студентам пройти через одинаковые коммуникативные вызовы, что критически важно для объективной оценки их навыков.
Система предоставления обратной связи построена на принципах конструктивности, своевременности и персонализации. Каждое задание с участием стандартизированного пациента завершается структурированной сессией обратной связи, включающей самооценку студента, оценку сокурсников и экспертное мнение преподавателя.
Программа предусматривает зачетные единицы, засчитываемые в рамках элективных курсов или факультативных дисциплин. Это обеспечивает официальное признание участия в лаборатории и мотивирует студентов к серьезному отношению к коммуникативной подготовке.
Выводы
Выводы: создание и деятельность "Лаборатории профессиональных коммуникаций" убедительно доказывает необходимость и эффективность целенаправленного обучения коммуникативным навыкам в медицинском образовании. Междисциплинарный подход, объединяющий клинические знания с психолого-педагогическими методами, позволил создать комплексную образовательную модель, отвечающую современным требованиям ФГОС 3++ и потребностям практического здравоохранения.
Смирнова Марина Петровна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.