Автор(ы): Щербак М. М., Коняева О. Е.
Город: Москва
Учреждение: Российский университет медицины
Актуальность
Стремительно развивающаяся медицинская наука, а также развитие технологий, применяющихся в клинической практике, несут огромное количество информации, которую студент медицинского вуза должен освоить, запомнить и применять в своей профессиональной деятельности. Именно поэтому, современное медицинское образование требует инновационных подходов к формированию профессиональных компетенций будущих врачей. Сегодня трудно представить себе медицинское образование без применения симуляционных технологий. Симуляционное обучение является «мостиком» между теоретической подготовкой и реальной клинической практикой.
Цель
Внедрение трехэтапной модели обучения (теория – симуляция – клиническая практика) в линейное расписание студентов лечебного факультета как инструмент освоения большого количества информации без потери качества, повышения мотивации к обучению и как следствие, улучшения усвоения теоретического материала и повышения уровня приобретенных практических навыков.
Материалы и методы
Трехэтапная модель обучения, внедрённая в нашем Университете, представляет собой комплексную систему подготовки, включающую ежедневные, последовательные и взаимосвязанные фазы обучения, направленные на развитие клинического мышления и практических навыков.
Этап 1: Теоретическая подготовка (2 часа)
На первом этапе студенты погружаются в теоретические основы клинических случаев и медицинских манипуляций. Используются интерактивные лекции, разбор клинических случаев, видеоматериалы и тестирование теоретических знаний. На этом этапе формируется когнитивная база, необходимая для осознанного выполнения практических навыков.
Этап 2: Практическое освоение в симуляционном центре (2 часа)
Второй этап представляет собой интенсивную 2-часовую тренировку в симуляционном центре. Студенты отрабатывают манипуляции на тренажерах, манекенах и виртуальных симуляторах разного уровня реалистичности. Этот этап позволяет многократно повторять действия в безопасной среде, без риска для пациентов. Происходит формирование моторных навыков, отработка командного взаимодействия и коммуникации, а также принятие решений в симулированных клинических ситуациях под наблюдением опытных преподавателей.
Этап 3: Клиническая практика у постели больного (2 часа)
Заключительный этап предполагает 2-часовую работу в реальных клинических условиях под контролем наставника. Студенты применяют полученные теоретические знания и отработанные в симуляционном центре навыки при взаимодействии с реальными пациентами. Происходит интеграция всех компонентов клинической компетентности: коммуникативных и мануальных навыков, клинического мышления и профессиональной этики.
Преимущества трехэтапной модели:
• Системное формирование компетенций от теории к практике
• Снижение стресса при первом контакте с пациентами
• Повышение уверенности студентов в своих навыках
• Объективная оценка прогресса на каждом этапе
• Безопасность пациентов при обучении будущих врачей
Основной акцент мы сделали на третий курс лечебного факультета, так как именно на третьем курсе начинаются базовые клинические дисциплины такие как общая хирургия, пропедевтика внутренних болезней и сестринское дело, которые в свою очередь наполнены базовыми компетенциями, навыками, которые студенты должны освоить. Третий курс обучения на лечебном факультете медицинского университета представляет собой критически важный этап в формировании профессиональных компетенций будущего врача. Именно на этом этапе происходит значимый переход от преимущественно теоретического обучения к практико-ориентированному подходу, что требует особого внимания к организации учебного процесса. Значимость третьего курса обусловлена также тем, что именно в этот период формируется клиническое мышление студентов, происходит первое знакомство с реальными пациентами и клиническими случаями. Студенты начинают осознавать взаимосвязь между теоретическими знаниями, полученными на младших курсах, и их практическим применением в лечебной деятельности.
Результаты
Таким образом, трехэтапная модель обеспечивает плавный переход от теоретического знания к практическим навыкам и их применению в реальной клинической среде. Такой подход создает оптимальные условия для формирования профессиональных компетенций, повышает безопасность образовательного процесса и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, готовых к самостоятельной клинической практике.
Виктория Назарова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.