Говори четко, лечи уверенно: забавный тренинг для эффективного медицинского общения

Автор(ы): Кабирова Ю.А., Богатикова Е.П., Маркова М.Е., Пржевальская А.А.

Город: Пермь

Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им.академика Е.А. Вагнера Минздрава России

Актуальность

В современной медицинской практике четкая и уверенная коммуникация играет ключевую роль в взаимодействии с пациентами, коллегами и семьей. В свою очередь в медицинской коммуникации чистая речь и правильная артикуляция крайне важны, так как позволяют повысить точность и ясность передаваемой информации, укрепить доверие пациентов, снизить вероятность ошибок и улучшить репутацию врача. Чёткое произношение улучшает понимание пациентом назначений и рекомендаций, снижая риск неправильного толкования и последующих осложнений. Люди воспринимают профессионалов, умеющих ясно выражать мысли, как надёжных и знающих своё дело. Врач, владеющий таким искусством, воспринимается как профессионал, заслуживающий уважения и доверия, что укрепляет отношения с пациентами и повышает общую эффективность медицинского взаимодействия. Студенты-медики, молодые врачи могут испытывать скованность в речи, сталкиваются с региональными особенностями речи, такими как «пермский говор» (смещение\двоение ударений, смазанность согласных), что приводит к недоразумениям и снижению авторитета.

Цель

Разработанный тренинг «Врачи говорят четко» представляет собой авторскую методику, направленную на коррекцию артикуляции, темпа и тембра голоса через игровые и специализированные упражнения. Это позволяет не только улучшить профессиональную речь, но и повысить общую уверенность в публичной в том числе медицинской коммуникации.

Результаты

Тренинг основан на принципах симуляционного обучения и включает оригинальные упражнения, адаптированные для медицинской аудитории. Длительность тренинга вариабельна в зависимости от аудитории (врачи, ординаторы, студенты, школьники), является частью тренинга по медицинской организации, «разминкой» к семинару или это самостоятельный тренинг (45–90 мин или его мини-версия 15 мин) с диагностикой, практичесими упражнениями и рефлексией. Упражнения в основном фокусируются на артикуляции, коррекции регионального говора, отработке темпа и тембра голоса. Ключевой элемент — использование разнообразных механизмов речедействия, речевого такта и также оригинальных медицинских скороговорок (например, "Гиппократ гиппопотаму гипотезу гипотонии гипнотизировал", «Генетик Галина Григорьевна генетически гетерозиготно гомогенизирует гены гиперхолестеринемии Генриха Германовича», «скороговорка скользит, словно скользящий скелет»), делающие процесс легко закрепляемым, забавным и мотивирующим. Они отрабатывают артикуляцию, исправляя «пермский говор» путем фокусировки на четкости звуков [р], [л], [ш], [г], [х] . Упражнения на темп включают замедленное и ускоренное проговаривание фраз, а на тембр — модуляцию голоса для передачи эмпатии или авторитета (например, симуляция объяснения диагноза пациенту, конфликтный разговор коллег). Методика интегрирует элементы геймификации: командные соревнования по скороговоркам, ролевые игры с медицинскими сценариями, что делает процесс увлекательным и мотивирующим. Сочетание активных движений с отработкой речевых особенностей упрощает исправление регионального «пермского» говора и формирование «речедействия» («я говорю то, что хочу сказать») Это стимулирует нейропластичность, улучшает процесс «говорения», что подтверждается исследованиями по нейролингвистике.
Методика успешно интегрирует игровые элементы с медицинской тематикой, повышая вовлеченность обучающихся. Оценка по шкале самооценки и экспертным отзывам по результатам 14 сессий для 132 врачей, ординаторов, студентов и школьников показало улучшение артикуляции и четкости речи на 34%, тембра — на 35% , повышение уверенности при публичном выступлении и снижении страха на 46% (опросы до/после). Успешность подтверждена отзывами: 92% отметили рост уверенности в общении. Также в профессиональной сфере методика облегчает взаимодействия: студенты и ординаторы лучше формулируют анамнез, объясняют процедуры пациентам, что снижает конфликты (отзывы из симуляционных сценариев). Важно, что навыки переносятся в личную жизнь: 62% отметили улучшение общения с семьей и друзьями, включая разрешение споров и эмоциональную поддержку.

Выводы

Тренинг эффективен для формирования профессиональной медицинской речи. Сочетание активных движений с отработкой речевых особенностей упрощают исправление регионального говора и формирование «речедействия». Отработка на скороговорках с медицинскими терминами, которые вплетены в юмористические фразы, снижают стресс и способствуют закреплению навыка. Гибкость тренинга позволяет его использовать как самостоятельный модуль (45–90 мин) с полным циклом (диагностика, практика, рефлексия) или в виде мини-версии (15 мин) для интеграции в другие занятия. Результатами тренинга стали улучшение артикуляции и четкости речи, повышение уверенности в публичных выступлениях, снижение страхов и напряжение в профессиональной среде. Участники отмечают положительный эффект не только в профессиональной, но и в личной жизни, улучшаются семейные и дружеские взаимоотношения.

Тема: Коммуникативные навыки
Юлия Кабирова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: