Конференции / РОСОМЕД-2025 - XIV съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Тренинги по коммуникации для коллег-врачей: и сложно, и интересно одновременно. Промежуточные итоги реализации проекта.

Тренинги по коммуникации для коллег-врачей: и сложно, и интересно одновременно. Промежуточные итоги реализации проекта.

Автор(ы): Анкудинова М.В., Баранов Д.А., Елькина С.К., Павлова И.Ю., Ширыкалова А.А.

Город: Екатеринбург

Учреждение: ООО "УГМК-Здоровье"

Актуальность

Коммуникация в медицине – это мост между медицинскими знаниями и здоровьем пациента. Без этого связующего звена даже самые современные технологии и глубокие знания могут терять свою ценность. Для врача коммуникативные навыки – это такой же важный инструмент, как и профессиональные знания. Умение эффективно общаться необходимо для точной постановки диагноза, повышения приверженности пациента к лечению, предотвращения конфликтов и жалоб, профилактики профессионального выгорания, а также слаженности в работе всей команды.
Обучение коллег-врачей навыкам общения может быть одновременно сложным и увлекательным процессом. Усложнить процесс могут разные уровни подготовки специалистов, особенности рабочей среды и коллектива, разнообразие характеров и стилей общения, а иногда и сопротивление коллег.
За год реализации образовательного проекта «Навыки коммуникации с пациентами» тренеры столкнулись с рядом вышеупомянутых вызовов, повысили свои компетенции и сформулировали выводы о проделанной работе.

Цель

Оценка удовлетворенности сотрудников многопрофильного медицинского центра «УГМК-Здоровье» программой обучения на курсе «Навыки коммуникации с пациентами».

Материалы и методы

Проведено одномоментное когортное исследование методом анкетирования. В опросе приняли участие 66 человек, завершивших обучение на курсе «Навыки коммуникации с пациентами». Курс включал пять встреч-тренингов (15 часов), проводимых еженедельно. Эффективность образовательного процесса оценивалась за период с сентября 2024 г. по август 2025 г.
Одним из важных и объективных методов оценки изменений в ходе консультации является аудиофиксация приема с помощью специального бейджа у сотрудника. Программа, распознающая метрики, связанные с эффективными навыками общения, анализирует полученные данные и формирует отчеты. Метрики оцениваются согласно чек-листу, который, в свою очередь, составлен исходя из структуры Калгари-Кембриджского руководства (ККР). Это позволяет нам отслеживать прогресс в применении коммуникативных навыков врачами до и после обучения на курсе.

Результаты

В тренингах участвовали специалисты как взрослой (35,2%), так и детской службы (64,8%). Две трети участников (76,5%) отметили, что прошли обучение по собственной инициативе, в то время как 23,5% стали слушателями по рекомендации руководителя.
Респондентам предложили оценить уровень своей коммуникативной компетентности по шкале от 1 до 5, где 1 – это возможный минимум, а 5 – максимально возможный результат. До курса обучения большинство опрошенных оценивали свои навыки на 3 и 4 (42,4% и 39,4%, соответственно). Высокий уровень коммуникативных навыков отметили 13,6% участников, а 4,5% ассоциировали свои знания с пунктом 2. После курса обучения большинство коллег оценили свои компетенции выше: 50% отметили 4, а 48,5% выбрали ответ 5. Данные опроса показали, что почти каждый второй участник (47%) не был знаком с ККР. Треть респондентов (37,9%) имели информацию о существовании методик применения коммуникативных навыков. 9,1% врачей изучали литературу о Калгари-Кембриджской системе в ВУЗе, а 3% прошли специализированное обучение. Подавляющее число опрошенных отметили высокую практическую ценность материала курса (на 5 – 75,8%, на 4 – 21,2%). Структуру подачи материала на 5 оценили 80,3% участников, на 4 – 16,7%. Один респондент посчитал нужным охарактеризовать материал как 1, а другой – как 3.
Мы спросили у коллег, насколько комфортно они чувствовали себя на тренинге. Большинство, 71,2%, оценили свои ощущения на 5, 25,8% выбрали ответ 4.
45,5% участников сочли формат из пяти встреч оптимальным, каждый второй хотел бы увеличить их количество, а три человека (4,5%) предложили сократить продолжительность. В рамках тренингов 96,9% врачей приняли участие в симуляционном приеме. В процессе симуляции абсолютно комфортно (ответ 5) себя ощущали 24,6% опрошенных, ответы 4 и 3 выбрали 38,5% и 27,7% слушателей, соответственно. О дискомфорте в процессе стимуляции (вариант 2) сообщили шесть участников опроса (9,2%). Помощь тренера участнику симуляционного приема, как полезную практику, отметили большинство респондентов (78,5%).
Половина опрошенных врачей (56,1%) после обучения на курсе активно используют полученные знания, 42,4% участников сообщили, что применяют навыки частично. Только один респондент ответил, что не использует полученную информацию на практике. Подавляющее большинство участников (90,5%) отметили, что их прием изменился после посещения курса. Шесть врачей (9,5%) изменений не ощутили. Продолжение курса приветствуют 85,9% участников, 14,1% не видят в этом необходимости. При этом 95,4% готовы рекомендовать данный образовательный курс коллегам.

Обсуждение

Курс успешно решает одну из главных задач – существенно повышает самооценку коммуникативных навыков врачей. Рост доли ответов «5» (с 13,6% до 48,5%) свидетельствует о качественном скачке в уверенности врачей. 47% участников не были знакомы с ККР – ключевой структурой для коммуникации в медицине. Курс эффективно восполнил этот критически важный теоретический дефицит. Респонденты отметили высокую практическую ценность материала и структуру подачи информации, чувствовали себя комфортно в атмосфере тренинга, что подтверждает создание безопасной обучающей среды. Несмотря на то, что симуляционный прием вызвал дискомфорт у части участников (9,2%), абсолютное большинство (96,9%) приняли в нем участие. Помощь тренера была воспринята положительно (78,5%), что указывает на правильный баланс между стрессом в процессе обучения и уровнем поддержки. Наиболее важный результат – внедрение полученных навыков в ежедневную практику: 98,5% врачей активно или частично используют новые знания и навыки. Курс продемонстрировал исключительную востребованность: 95,4% респондентов готовы рекомендовать его коллегам.

Выводы

Образовательный курс «Навыки коммуникации с пациентами» показал свою высокую эффективность и результативность. Он не только восполняет существующий дефицит знаний и повышает уверенность врачей, но и приводит к реальным, измеримым изменениям в их ежедневной клинической практике.

Тема: Коммуникативные навыки
Баранов Дмитрий Алексеевич

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: