СИМУЛЯЦИОННЫЙ ЭТАП АККРЕДИТАЦИИ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ АКУШЕРСТВО-ГИНЕКОЛОГИЯ (ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОЦЕСС, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ)

Автор(ы): Хаматханова Е.М.

Город: Москва

Учреждение: ФГБУ «НМИЦАГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России

Актуальность

Назревшая необходимость проведения симуляционного этапа аккредитации специалистов настолько очевидный процесс, что не вызывает в профессиональных кругах никаких сомнений. Несмотря на короткий период времени от начала процесса заимствования опыта у развитых стран мира, симуляционные технологии получили признание и твердо заняли позицию важного компонента медицинского образования в России.

Материалы и методы

Сегодня трудно себе представить ВУЗ, клиническую базу кафедры и/или перинатальный центр, который не имеет собственный симуляционный класс или симуляционный центр с оснащением различного уровня сложности. И это совершенно обосновано с учетом перемен, происходящих в области медицины и здравоохранения страны.
Этап планирования процесса аккредитации ординаторов по специальности акушерство-гинекология подразумевает последовательный ряд организационных (и не только) действий, направленных на формирование рабочей группы, анализ нормативной документации, отбор актуальных в настоящее время профессиональных умений, консенсуса в профессиональных кругах, наличия и доступности в стране симуляционного оборудования, со способностями как воспроизведения так и обеспечения возможности объективной оценки проводимых манипуляций и операций.
В рамках подготовки к симуляционному этапу аккредитации по специальности акушерство-гинекология Российским обществом симуляционного обучения в медицине в апреле 2017 года был проведен опрос специалистов и ранжирование перечня профессиональных умений.
Рабочая группа (РГ) сформирована из числа изъявивших желание профессионалов в области акушерства-гинекологии и симуляционного обучения, также членов профессиональных сообществ.

Результаты

По итогам проведенной работы:
1-й этап деятельности РГ включает в себя – определение направлений станций для проведения аккредитации (ОСКЭ). Важные аспекты первого этапа: баланс между 2-мя направлениями (акушерство и гинекология); баланс между плановыми и ургентными клиническими ситуациями; количественное наполнение станций и т.д.

2-й этап анализ и отбор (из ранжированного ранее перечня) профессиональных умений для реализации в симулированных условиях с учетом практической актуальности (востребованности и необходимости на рабочих местах), особенностей и возможностей реализации на станции с точки зрения временных рамок (не более 10 минут), объективной оценки и т.д. Важные аспекты 2-го этапа: возможности реализации на уже имеющихся площадках в условиях ограниченных временных и материальных ресурсов (решение которых в настоящее время становится доступным, благодаря переносу запуска процесса с 2018г. на 2019г.)
Одной из самых важных и ответственных задач рабочей группы является основание и анализ выполненной работы на полное соответствие нормативной базе (ФГОС, Профессиональный стандарт Минтруда).

Выводы

Таким образом, утверждение Профстандартов и целенаправленная работа по грамотному оснащению станций ОСКЭ в соответствии с техническими паспортами, а также полноценным наполнением клиническими ситуациями, проработанными в РГ, с параллельным запуском процесса подготовки как ординаторов, так и экзаменаторов могут обеспечить успешную реализацию этапа аккредитации по специальности акушерство-гинекология.

Тема: Акушерство и гинекология
Админ 1

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АКУШЕРСКИМ НАВЫКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Автор(ы): Акудович Н.В., Пикало И.А., Анкудинов А.С., Мельников В.А.

Город: Иркутск

Учреждение: Иркутский государственный медицинский университет

Актуальность

На современном этапе при отсутствии симуляционной подготовки невозможно вырастить компетентного врача, способного к самостоятельной практической деятельности. Современные выпускники имеют достаточную теоретическую подготовку по акушерству, но оказываются совершенно беспомощными, оказавшись лицом к лицу к экстренной ситуации, неспособными провести неотложные мероприятия. Сложность практической подготовки студентов заключается ещё и в том, что права пациентов защищены законом, согласно которому «пациенты вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи». Таким образом, на современном этапе при отсутствии симуляционной подготовки невозможно вырастить компетентного врача, способного к самостоятельной практической деятельности. Симуляционная практика – это новый подход к обучению студентов медицинского ВУЗа.

Материалы и методы

В Иркутском государственном медицинском университете кафедра медицинской симуляции еще очень «молодая», развивающаяся. Основываясь на опыте ведущих симуляционных центров, мы развиваемся, нарабатываем собственные технологии обучения. В симуляционном центре по программе «Акушерство» проходят обучение студенты 6 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и 5 курс стоматологического факультетов. Перед проведением тренингов на симуляторах, нами была изучена статистика основных причин, мешающих студентам работать с реальными пациентками. Обучение складывается из нескольких составляющих. Вначале студент обучается правильному подходу, общению с пациенткой, общению с родственниками, т.к. опрос студентов показал, что наряду с недостаточной практической и теоретической подготовкой в половине случаев имеет место психологический блок общения с пациенткой. Исходя из этого, большое значение уделяется сбору жалоб и данных общего и специального анамнеза.

Результаты

Для успешного проведения практического занятия требуется готовность обучающихся к выполнению осознанных мануальных действий. Базой, на которой строится тренинг, является теоретическая подготовленность обучающихся. Следовательно, проводить практическое занятие следует только после усвоения теоретического материала. Уровень полученных и закрепленных знаний оценивается методом тестирования. После достижения хорошего уровня знаний следующим этапом следует знакомство студентов с симулятором «СимМама» и «Ноэль». Преподаватель вначале знакомит студентов с алгоритмом действий при выполнении практического навыка, оказании акушерского пособия. По акушерским пособиям демонстрируется видеофильм. Преподаватель комментирует этапы пособий, отвечает по ходу выполнения на возникшие вопросы. Далее при непосредственном участии и контроле преподавателя каждый обучающийся имеет возможность последовательно отработать необходимые практические навыки, алгоритм действий. Моделируется ситуация: поступает женщина в приемный покой родильного дома с жалобами на регулярные схваткообразные боли внизу живота и пояснице. Студенты выясняют акушерский анамнез, паритет, время начала схваток, интенсивность, регулярность, продолжительность. Далее отрабатывается пельвиометрия, с расчетом истинной коньюгаты. Данные фиксируются, озвучиваются. Наружное акушерское исследование по Леопольду-Левицкому – следующий этап обследования поступившей роженицы. Обучающиеся определяют положение, предлежание, позицию, вид позиции плода. Измерение окружности живота, высоты стояния дна матки, индекса Соловьева дает возможность рассчитать предполагаемую массу плода (отрабатывается несколько формул) и соотнести размеры плода с размерами таз, высчитав индексы соответствия (отрабатывается несколько формул). Студенты учатся рассчитывать риск родов через естественные родовые пути, прогнозировать клиническое несоответствие размеров таза и головки плода. Реалистичный симулятор позволяет отработать навык влагалищного исследования в родах. Обучающийся имеет возможность научиться определять степень формирования маточного зева, открытие маточного зева, предлежащую часть. На предлежащей части необходимо научиться определять ориентиры – на тазовом конце межвертельную линию, крестец, наличие предлежащих мелких частей, на головном конце стреловидный (саггитальный) шов, малый и большой роднички. Отрабатывая данный навык, студент развивает пространственное воображение, учится «видеть» кончиками пальцев.
После закрепления простейших акушерских навыков, на втором занятии моделируется ситуация оказания помощи роженице во втором периоде неосложненных родов в переднем виде затылочного предлежания во внебольничных условиях. При необходимости с пациенткой возможен диалог. Студент может прекратить сценарий, если расценивает ситуацию, как непреодолимую и не может завершить действия. Дебрифингу отведено основное время тренинга. В благоприятной психологической обстановке обсуждается каждое действие студента. Выявляются слабые моменты каждого участника и разбираются варианты решения основных проблем симуляции.
После обсуждения обучающимся предоставляется возможность повторить сценарий правильно, для закрепления положительного опыта. Оцениваются результаты по четким критериям, занесенным в чек-лист.
Все обучающиеся справились с освоением практических навыков. По результатам анкетирования, проведенного по завершению тренинга, были выявлены значительные преимущества симуляционного обучения акушерским практическим навыкам. Эмоциональное удовлетворение и желание посещать занятия по акушерству отметили 100 % (117) студентов, прошедших обучение и анкетирование. Уверенность в себе и желание работать с реальным пациентом отметили 91,45% (107) обучающихся. Преподаватели отметили снижение количества опоздавших и отсутствующих студентов, увеличение количества заинтересованных и увлеченных обучающихся.

Выводы

Таким образом, симуляционное обучение значительно дополняет подготовку студента к реальной клинической практике и обеспечивает безопасность пациентов. Правильно организованное имитационное обучение повышает мотивацию студентов к освоению акушерских практических навыков, формирует умение работать в команде.

Тема: Акушерство и гинекология
Илья Пикало

Сложности в разработке чек-листов при аккредитации врачей по специальности: «Акушерство и гинекология»

Автор(ы): Каганова М.А., Угнич К.А., Макарова Н.В., Соловьев В.Ю., Щукин Ю.В.

Город: Самара

Учреждение: ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Актуальность

В родовспоможении не так много ситуаций, когда последовательность действий укладывается в определенные временные рамки и отсчет идет на минуты или секунды. В основном это касается неотложных состояний, требующих привлечения анестезиолога и реаниматолога. Что же касается ведения физиологических родов - это процесс, растянутый во времени, и вмешательства в него разными специалистами истолковываются неоднозначно. Так у первородящих средняя продолжительность I периода родов составляет 14 часов, потужной период до 2 час, промежность может препятствовать рождению головки в течение часа и более.

Материалы и методы

Мы предлагаем представлять ситуацию «физиологические роды» на современных симуляторах родов (например Noelle) с момента врезывания головки плода, с информированием в процессе брифинга экзаменуемого о продолжительности родовой деятельности, моменте отхождения околоплодных вод и других особенностях. Чек-лист содержит следующие пункты без учета времени на выполнение мероприятия.
1. Соблюдение асептики, антисептики
2. Оценка состояния матери и принятие решения о подготовке к приему родов
3. Оценка состояния плода.
4. Ручное пособие при головном предлежании
• препятствие преждевременному разгибанию головки
• уменьшение напряжения промежности
• выведение головки из половой щели вне потуг
• освобождение плечевого пояса и рождение туловища плода
5. Наложение зажима на пуповину и пересечение пуповины – от 60 секунд.
6. Выкладывание ребенка на живот матери, сохранение тепловой цепочки.
7. Ведение 3 периода
• Окситоцин 10 ЕД внутримышечно или внутривенно медленно после рождения плода в течение 60 секунд
• Оценка признаков отделения последа
• Рождение последа
8. Речевое сопровождение, коммуникабельность
9. Соблюдение последовательности действий

Результаты

Каждый пункт либо подпункт оценивается в один бал, тогда как последние два пункта получают оценку от 1 до 3. Речевое сопровождение, коммуникабельность: 3 балла - на протяжении всей манипуляции, 2 балла - эпизодически, 1 балл – отсутствует. Последовательность выполнения: 3 балла - соблюдена, 2 балла - несущественное нарушение, 1 балл - грубое нарушение. Максимально - 18 баллов, оценки больше 12 баллов - "отлично", 9-12 балов - "хорошо", 6-9 балов - "удовлетворительно", меньше 6 балов - "неудовлетворительно". Данный чек-лист был успешно апробирован при проведении промежуточного экзамена по практическим навыкам у врачей интернов и ординаторов.

Обсуждение

Чек-листы в тех ситуациях, когда отсчет времени измеряется минутами, должны в обязательном порядке включать хронометраж. Так при дистоции плечиков от момента диагностики этого осложнения до рождения плода должно пройти в идеале не более 5 минут иначе в 48% случаев плод погибает. То же касается родов в тазовом предлежании: время от момента рождения плода до уровня лопаток и последующего рождения головки плода не должно превышать 5 минут, за это время диагностируется осложнение и оказывается соответствующее пособие.
Отдельного подхода требует чек-лист оказания помощи при акушерских кровотечениях, тактику при которых, во многих случаях определяет время возникновения, объем кровопотери и наличие сопутствующих факторов. Все их необходимо учесть экзаменатору в формировании симуляционных сценариев и требований к экзаменуемому.

Выводы

Таким образом, формирование чек-листов при оценке навыков аккредитуемых врачей, на данный момент, является глобальной и актуальной проблемой, требующей привлечения и взаимодействия специалистов различных центров и приведения их к единому знаменателю.

Тема: Акушерство и гинекология
Вячеслав Соловьев

СИМУЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ У АКУШЕРОВ ГИНЕКОЛОГОВ

Автор(ы): Искаков С.С.,Малгаждарова Б.С., Тулемисова А.А.

Город: Астана

Учреждение: АО «Медицинский Университет Астана»

Актуальность

Метод симуляционного (имитационного) обучения в клинической дисциплине, в частности в акушерстве и гинекологии, представляет большой интерес для обучающихся. Высоко-реалистические медицинские тренажеры все чаще используются для преподавания, успешного управления командами в критических ситуациях (CRM), с которыми часто встречаются будущие акушеры-гинекологи. Показано, что симуляционное обучение приводит к улучшению показателей CRM в симуляционном центре [1]. В АО «Медицинский Университет Астана» Республика Казахстан (РК) в течения ряда лет используется этот метод для обучения, как для врачей- интернов, так и для врачей-резидентов акушеров-гинекологов.
Существенным аспектом этой технологии обучения является внедрение эффективных методов обучения. Одним из таких методов является в использование манекена симулятора «SimМОМ». Это качественно новый подход на пути обеспечения профессионального обучения медицинских кадров, повышения качества оказания медицинской помощи и обеспечения безопасности пациентов[2].

Материалы и методы

Материалом служили проведенные занятия в учебно - клиническом центре (УКЦ) университета интернов акушеров-гинекологов 2 года обучения, врачей интернов врачей общей практики (ВОП) 7 курса и резидентов акушеров -гинекологов 1,2 и 3 года обучения.
Использован метод анкетирования и анализ данных обратной связи в процессе дебрифинга.
Обучение проходили в УКЦ университета, по предварительно составленному графику. На симуляторе создавались отдельные виды клинических ситуаций, приближенные к реальной практике. Заранее готовился сценарий, который проходил обсуждение как на кафедре, и совместно с работниками УКЦ ( руководитель доцент Джумадилов Д.Ш.). Так на первый занятии участники знакомились с манекеном «SimМОМ», со сценарием, оснащением и средствами для оказания помощи. На манекене «SimМОМ» можно воспроизвести три клинических сценария по теме «Акушерские кровотечения»: атония матки, дефект последа и выворот матки. Клиническая ситуация решалась командой из 3-4 врачей-интернов/ резидентов, в течение 10-15 минут. Сценарий менялся для каждой группе и изначально было неизвестно какую клиническую ситуацию команда должна разыграть. Оказание помощи контролировались модератором (тьютором) извне. В дальнейшем работа команды обсуждалась, как самими участниками, так и тьютором, то есть проводился дебрифинг.
Оценка эффективности внедрения нового метода обучения представляет собой наиболее сложный процесс. В оценке эффективности обращалось внимание на:
- умение проанализировать создавшуюся ситуацию;
- оказание неотложной помощи по клиническому протоколу, принятому в РК (демонстрация навыков);
- умение анализировать собственные ошибки и ошибки членов команды, участвовавших в деловой игре;
- владение практическими навыками, четкое выполнение элементов оказания экстренной помощи.
В процессе работы были выявлены некоторые сложности такие как:
- нехватка некоторых лекарственных средств;
- одноразовых пакетов для приема родов;
- систем и растворов для инфузии;
-инструментов;
-перегруженность УКЦ;
-неисправность манекена.

В УКЦ за последние 3 года проведены занятия в 26 группах, из которых 10 групп - врачи интерны ВОП. В 5-и группах при выполнении заданий имели место: напряженная обстановка, при волнения хоатичная работа, отсутствие согласованности в действиях. Участники это объясняли тем, что в реальной жизни во время дежурства, во время работы дневное время их отстраняли, при возникновения критических ситуации в клинике. При анализе анкет отмечено, что все участники высоко оценили занятия в УКЦ, с симулятором Sim«МОМ». Они признали, что созданная ситуация соответствует реальным событиям, в реальном масштабе времени. Даже отрицательный летальный исход при работе на симуляторе не оставил участников без эмоций – все переживали и видя на экране свои действия; осознавали, что необходимо набираться опыта для оказания экстренной помощи в той и/или иной ситуации.

Результаты

Анализ обратной связи показал, что только 9,2% участников после ознакомления со сценарием поняли, что в данном случае имеется акушерские кровотечения. Однако, конкретно причину кровотечения точно угадали только 3,7%. При неоднократном изменении сценариев оказалось, что 83,3% участников показали несостоятельность работы в команде. Каждая вторая группа не смогла определить своего лидера и организатора работы.
Оценка эффективности обучения на симуляторе «SimМОМ» показала более высокие результаты освоения практических навыков, с учетом предыдущих достижений на том же симуляторе, при неоднократном тренинге. Итоги разбора на занятиях позволили разработать индивидуальные траектории обучения для каждого участника, с целью достижения необходимых конкретных результатов, при соблюдении определенных эффективных алгоритмов действий и их неоднократного тренинга.

Обсуждение

Неисправность манекенов относится немедицинской проблеме данного метода обучения. Конечно, существует медтехники и инженера обслуживающие эти симуляторы, манекенов и тренажеры. Однако, и выпускающие и реализующие фирмы на наш взгляд должны гарантировать сроки эксплуатации этих манекенов, муляжей и где имеются заложенные компьютерные программы должны поддерживаться ими определенные временные сроки.
В последнем занятий выявлено, что мочевой пузырь не наполняется и один из клинических навыков выпадает не извесно на какой срок.
Мониторинг и анализ достигнутых результатов, при внедрении индивидуальных траекторий обучения выявил потенциальные возможности дальнейшего улучшения практических навыков и теоретических знаний.

Выводы

Анализ обратной связи при симуляционном обучении у интернов акушеров – гинекологов показал, что у обучающихся есть возможность самостоятельно разобраться над своими ошибками. Симуляционное обучение развивает клиническое мышление, дает возможности планировать отработки основных навыков, которые требуют тренировки или тренинга.

Тема: Акушерство и гинекология
Талап Алиев

ОПЫТ СИМУЛЯЦИОННОГО ТРЕНИНГА ПРОФИЛЬНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПО ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ В АКУШЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ

Автор(ы): Нестеров И.М.1), Чистякова Т.Н.1), Александрова М.О.2), Беженарь В.Ф.1,2), Вахитов М.Ш.3), Авраменко Е.А3)., Семенов С.А.3)

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ

Актуальность

В основе принципов формирования компетентного обучения (Competency-based Ed-ucation), заложенного в фундамент ФГОС ВО (3+) как программы вузовского, так и послевузовского образования, является практико-ориентированный тренинг (Simulation). Однако согласно современным требованиям к образовательным программам юридические барьеры не позволяют обучающимся отрабатывать практические навыки и умения на пациентах (practice based learning and improvement). В результате чего, имея к окончанию ВУЗа фундаментальные академические знания, молодые специалисты не всегда на практике способны оказать неотложную медицинскую помощь не только врачебного, но даже и сестринского уровня.
Цель обучения: симуляционный тренинг (отработка основных практических навы-ков) по разделу «акушерство и гинекология», в т.ч. диагностика и терапия основных неотложных состояний в акушерстве (амниотическая эмболия, эклампсия, острая массивная кровопотеря), а также ведение внегоспитальных родов клиническими ординаторами 1 года обучения профильных кафедр акушерства и гинекологии Университета.

Материалы и методы

Материалы и методы: С 2015-16 гг. на базе ЦИОТ Университета в рамках симуля-ционного цикла (12 практических занятий – 72 акад. часа) прошли обучение 65 клиниче-ских ординаторов 1 года программы 31.08.01 «акушерство и гинекология». Симуляцион-ное обучение проходило под руководством опытных преподавателей кафедр акушерства, гинекологии и репродуктологии/неонатологии на имитаторе родов SIMone и полноросто-вом компьютерном манекене ВиртуЭль (NOELLE), позволяющих в полном объеме вос-производить необходимые клинические ситуации до, во время и после родов.
Перед началом каждого тренингового курса проводился т.н. «входящий тест» в виде устного опроса для установления уровня исходных теоретических знаний и практических умений, а также причин субъективного и объективного отсутствия эффективной коммуникации врача-ординатора с пациентом. Среди основных причин последнего параметра «входного теста», как правило, назывались страх навредить женщине и ребенку, а также страх практически провести неадекватную манипуляцию в зависимости от клинической ситуации. Поэтому, на первом этапе обучения курсантами проводилось «эталонное» решение клинических задач по диагностике и терапии неотложных состояний в акушерстве и ведению родов вне лечебного учреждения симуляционным преподавателем-тренером с последующим повторением увиденного. На втором этапе, под контролем симуляционного тренера, каждый курсант отработал практические мануальные навыки и алгоритм терапии неотложных состояний и ведение внегоспитальных родов на симуляционных тренажерах.

Результаты

Результаты: в ходе третьего этапа обучения преподавателем совместно с клиническими ординаторами была проведена коллегиальная оценка выполненной практической работы. Подавляющая часть курсантов смогла справиться с поставленными задачами и показать удовлетворительный уровень освоения новыми практическими компетенциями, отработка практических умений на симуляторе у них носила осмысленный и заинтересованный характер. А среди причин, не позволивших, в полном объеме выполнить постав-ленные задачи явились: отсутствие опыта работы в команде (interpersonal and communication skills), отсутствие концентрации внимания, и, как результат, - нарушение аналитических подходов и последовательности выполнения алгоритмов.

Выводы

Заключение: освоение симуляционного тренинга по диагностике и терапии неот-ложных состояний в акушерстве, включая ведение внегоспитальных родов, в ходе прак-тико-ориентированного обучения по программе клинической ординатуры дисциплины, у 99% обучающихся курсантов оценивается как бесспорно необходимое. По мнению кур-сантов, методика симуляционной отработки практических навыков после теоретического ознакомления с алгоритмом выполнения поставленных задач, позволяет им на практике освоить основные этапы клинических алгоритмов с наименьшим допуском ошибок, сти-мулирует положительную мотивацию, способствует совершенствованию логического мышления, укрепляет уверенность в приобретенных знаниях и правильности действий, а также способствует увеличению потребности к самообразованию и познанию.

Тема: Акушерство и гинекология
Мавлет Вахитов

Отработка алгоритма оказания медицинской помощи в акушерстве убедительно снижает смертность от управляемых причин: пятилетний опыт

Автор(ы): Суховская В.В., Протопопова Н.В., Лихолетова Н.В., Суховский В.С.

Город: Иркутск

Учреждение: Симуляционно- тренинговый центр Иркутской областной клинической больницы

Актуальность

Управляемые причины акушерских осложнений, приводящие к материнской смертности и инвалидности, являются недопустимыми при оказании медицинской помощи. В связи с этим, нами проведены тренинги для врачей акушеров- гинекологов Иркутской области и республики Бурятия по неотложным состояниям в акушерской практике, угрожающих жизни матери и новорожденного.

Материалы и методы

Нами проведены тренинги по неотложным состояниям в акушерстве: послеродовое кровотечение, тяжелая преэклампсия и эклампсия, тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА), преждевременные роды.
Каждый симуляционный тренинг включал брифинг, тренинг с видеофиксацией и заполнением чек-листов, дебрифинг.
Во время симуляционного тренинга использовался таймер: учитывалось время от начала постановки диагноза до начала лечения, а также продолжительность каждого этапа с фиксацией в чек-листе.
Тренинг проводится с использованием манекенов – имитаторов родов 6 класса реалистичности и гибридных технологий для отработки коммуникации с пациенткой.
В каждом тренинге участвовали 6 специалистов. Продолжительность каждого тренинга составила 12015 минут.
С 2013 по 2017 год нами проведено 85 тренингов для 270 врачей акушеров- гинекологов по заявленным темам. Средний возраст врачей составил 364,7 лет, стаж работы по специальности 10  3,8 лет.
Медицинский симуляционный тренинг по теме «Оказание медицинской помощи при послеродовом кровотечении» проведен для 178 врачей акушеров – гинекологов и 26 акушерок, «Оказание медицинской помощи при тяжелой преэклампсии и эклампсии» - для 126 специалистов, «Оказание медицинской помощи при тромбоэмболии легочной артерии» для 55 врачей акушеров- гинекологов, «Оказание медицинской помощи при преждевременных родах» - для 155 врачей акушеров гинекологов. Все тренинги были командными и способствовали формированию навыков межпрофессионального взаимодействия.

Результаты

С 2013 года нами начата стратегия обучения с обязательным использованием медицинских симуляционных тренингов, которые составляют не менее 30 процентов учебного времени при традиционной форме обучения, и более 50 процентов при обучении по системе непрерывного медицинского образования.
Удовлетворенность врачей такой формой обучения очень высокая и согласно данным анонимного анкетирования составляет 97%. Врачи отмечают высокую практическую значимость медицинских симуляционных тренингов для закрепления теоретических знаний и выполнения пошагового алгоритма оказания медицинской помощи "без риска для пациентки".
На основании листов самооценки собственных навыков оказания медицинской помощи нами отмечено повышение уровня уверенности в своих действиях у медицинских специалистов на 83,875,41 баллов, после анализа чек – листов отмечено улучшение выполнения алгоритма оказания помощи на 80,14,1 баллов.
Нами также оценена клиническая эффективность проводимого обучения.
Отмечена прямая взаимосвязь: акушерские осложнения, неблагоприятные исходы беременности и родов преимущественно происходили в тех лечебно- профилактических учреждениях, врачи из которых не проходили обучение в симуляционно- тренинговом центре.
В течение пяти лет отмечается устойчивое снижение показателя материнской смертности на территории Иркутской области от управляемых причин (на 31,3%). Зарегистрировано снижение количества массивных послеродовых кровотечений с 12,6 на 1000 в 2015 году до 9,87 на 1000 в 2016 году, в течение последних четырех лет не зафиксировано смертности женщин от эклампсии, послеродового гипотонического кровотечения, ТЭЛА на территории Иркутской области.
Показатель ранней неонатальной смертности за пять лет снизился в 2 раза и составил в 2016 году 1,5 на 1000 родившимися живыми.

Обсуждение

При проведении клинического аудита дефектов оказания медицинской помощи на территории Иркутской области нами выявлено, что неблагоприятная обстановка наблюдается в районах, специалисты которых не проходили обучение с использованием медицинских симуляционных тренингов, при этом клинические рекомендации, протоколы и приказы Минздрава России им доступны.
Обратная связь с заведующими отделениями и главными врачами лечебно- профилактических учреждений, Министерством здравоохранения Иркутской области демонстрирует высокую валидность проведенного симуляционного обучения в реальные клинические условия и необходимость обучения всего персонала, оказывающего помощь при родовспоможении, навыкам оказания неотложной помощи при экстренных состояниях в акушерстве.
Четкие клинические рекомендации и протоколы, составление алгоритмов, обучение персонала с обязательным использованием медицинских симуляционных тренингов и чек – листов, возможность «проиграть» неблагоприятное развитие клинической ситуации, «увидеть результаты» несвоевременного или неправильного оказания медицинской помощи приводит к повышению персональной ответственности врача акушера-гинеколога, пониманию клинического протокола и улучшению качественных показателей медицинской помощи.

Выводы

Отмечена клиническая эффективность и высокая валидность медицинских симуляционных тренингов в улучшении качественных показателей оказания медицинской помощи при родовспоможении в Иркутской области.
Благодаря разработке и внедрению клинических рекомендаций (протоколов) Министерством здравоохранения Российской Федерации, изменению стратегии обучения врачей акушеров- гинекологов в Иркутской области за пять лет удалось снизить показатели материнской смертности на 31,3 %, при отсутствии на территории области материнской смертности от послеродового гипотонического кровотечения, эклампсии, тромбоэмболии легочной артерии, а также снизить процент преждевременных родов в лечебно- профилактических учреждениях первого уровня в 3 раза при показателях ранней неонатальной смертности 1,5 на 1000 родившихся живыми.

Тема: Акушерство и гинекология
Владислава Суховская