Конференции / Росмедобр-2017 / РОСОМЕД-2017 / ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АКУШЕРСКИМ НАВЫКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АКУШЕРСКИМ НАВЫКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Автор(ы): Акудович Н.В., Пикало И.А., Анкудинов А.С., Мельников В.А.

Город: Иркутск

Учреждение: Иркутский государственный медицинский университет

Актуальность

На современном этапе при отсутствии симуляционной подготовки невозможно вырастить компетентного врача, способного к самостоятельной практической деятельности. Современные выпускники имеют достаточную теоретическую подготовку по акушерству, но оказываются совершенно беспомощными, оказавшись лицом к лицу к экстренной ситуации, неспособными провести неотложные мероприятия. Сложность практической подготовки студентов заключается ещё и в том, что права пациентов защищены законом, согласно которому «пациенты вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи». Таким образом, на современном этапе при отсутствии симуляционной подготовки невозможно вырастить компетентного врача, способного к самостоятельной практической деятельности. Симуляционная практика – это новый подход к обучению студентов медицинского ВУЗа.

Материалы и методы

В Иркутском государственном медицинском университете кафедра медицинской симуляции еще очень «молодая», развивающаяся. Основываясь на опыте ведущих симуляционных центров, мы развиваемся, нарабатываем собственные технологии обучения. В симуляционном центре по программе «Акушерство» проходят обучение студенты 6 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и 5 курс стоматологического факультетов. Перед проведением тренингов на симуляторах, нами была изучена статистика основных причин, мешающих студентам работать с реальными пациентками. Обучение складывается из нескольких составляющих. Вначале студент обучается правильному подходу, общению с пациенткой, общению с родственниками, т.к. опрос студентов показал, что наряду с недостаточной практической и теоретической подготовкой в половине случаев имеет место психологический блок общения с пациенткой. Исходя из этого, большое значение уделяется сбору жалоб и данных общего и специального анамнеза.

Результаты

Для успешного проведения практического занятия требуется готовность обучающихся к выполнению осознанных мануальных действий. Базой, на которой строится тренинг, является теоретическая подготовленность обучающихся. Следовательно, проводить практическое занятие следует только после усвоения теоретического материала. Уровень полученных и закрепленных знаний оценивается методом тестирования. После достижения хорошего уровня знаний следующим этапом следует знакомство студентов с симулятором «СимМама» и «Ноэль». Преподаватель вначале знакомит студентов с алгоритмом действий при выполнении практического навыка, оказании акушерского пособия. По акушерским пособиям демонстрируется видеофильм. Преподаватель комментирует этапы пособий, отвечает по ходу выполнения на возникшие вопросы. Далее при непосредственном участии и контроле преподавателя каждый обучающийся имеет возможность последовательно отработать необходимые практические навыки, алгоритм действий. Моделируется ситуация: поступает женщина в приемный покой родильного дома с жалобами на регулярные схваткообразные боли внизу живота и пояснице. Студенты выясняют акушерский анамнез, паритет, время начала схваток, интенсивность, регулярность, продолжительность. Далее отрабатывается пельвиометрия, с расчетом истинной коньюгаты. Данные фиксируются, озвучиваются. Наружное акушерское исследование по Леопольду-Левицкому – следующий этап обследования поступившей роженицы. Обучающиеся определяют положение, предлежание, позицию, вид позиции плода. Измерение окружности живота, высоты стояния дна матки, индекса Соловьева дает возможность рассчитать предполагаемую массу плода (отрабатывается несколько формул) и соотнести размеры плода с размерами таз, высчитав индексы соответствия (отрабатывается несколько формул). Студенты учатся рассчитывать риск родов через естественные родовые пути, прогнозировать клиническое несоответствие размеров таза и головки плода. Реалистичный симулятор позволяет отработать навык влагалищного исследования в родах. Обучающийся имеет возможность научиться определять степень формирования маточного зева, открытие маточного зева, предлежащую часть. На предлежащей части необходимо научиться определять ориентиры – на тазовом конце межвертельную линию, крестец, наличие предлежащих мелких частей, на головном конце стреловидный (саггитальный) шов, малый и большой роднички. Отрабатывая данный навык, студент развивает пространственное воображение, учится «видеть» кончиками пальцев.
После закрепления простейших акушерских навыков, на втором занятии моделируется ситуация оказания помощи роженице во втором периоде неосложненных родов в переднем виде затылочного предлежания во внебольничных условиях. При необходимости с пациенткой возможен диалог. Студент может прекратить сценарий, если расценивает ситуацию, как непреодолимую и не может завершить действия. Дебрифингу отведено основное время тренинга. В благоприятной психологической обстановке обсуждается каждое действие студента. Выявляются слабые моменты каждого участника и разбираются варианты решения основных проблем симуляции.
После обсуждения обучающимся предоставляется возможность повторить сценарий правильно, для закрепления положительного опыта. Оцениваются результаты по четким критериям, занесенным в чек-лист.
Все обучающиеся справились с освоением практических навыков. По результатам анкетирования, проведенного по завершению тренинга, были выявлены значительные преимущества симуляционного обучения акушерским практическим навыкам. Эмоциональное удовлетворение и желание посещать занятия по акушерству отметили 100 % (117) студентов, прошедших обучение и анкетирование. Уверенность в себе и желание работать с реальным пациентом отметили 91,45% (107) обучающихся. Преподаватели отметили снижение количества опоздавших и отсутствующих студентов, увеличение количества заинтересованных и увлеченных обучающихся.

Выводы

Таким образом, симуляционное обучение значительно дополняет подготовку студента к реальной клинической практике и обеспечивает безопасность пациентов. Правильно организованное имитационное обучение повышает мотивацию студентов к освоению акушерских практических навыков, формирует умение работать в команде.

Тема: Акушерство и гинекология
Илья Пикало

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: