Автор(ы): Нестеров И.М.1), Чистякова Т.Н.1), Александрова М.О.2), Беженарь В.Ф.1,2), Вахитов М.Ш.3), Авраменко Е.А3)., Семенов С.А.3)
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ
Актуальность
В основе принципов формирования компетентного обучения (Competency-based Ed-ucation), заложенного в фундамент ФГОС ВО (3+) как программы вузовского, так и послевузовского образования, является практико-ориентированный тренинг (Simulation). Однако согласно современным требованиям к образовательным программам юридические барьеры не позволяют обучающимся отрабатывать практические навыки и умения на пациентах (practice based learning and improvement). В результате чего, имея к окончанию ВУЗа фундаментальные академические знания, молодые специалисты не всегда на практике способны оказать неотложную медицинскую помощь не только врачебного, но даже и сестринского уровня.
Цель обучения: симуляционный тренинг (отработка основных практических навы-ков) по разделу «акушерство и гинекология», в т.ч. диагностика и терапия основных неотложных состояний в акушерстве (амниотическая эмболия, эклампсия, острая массивная кровопотеря), а также ведение внегоспитальных родов клиническими ординаторами 1 года обучения профильных кафедр акушерства и гинекологии Университета.
Материалы и методы
Материалы и методы: С 2015-16 гг. на базе ЦИОТ Университета в рамках симуля-ционного цикла (12 практических занятий – 72 акад. часа) прошли обучение 65 клиниче-ских ординаторов 1 года программы 31.08.01 «акушерство и гинекология». Симуляцион-ное обучение проходило под руководством опытных преподавателей кафедр акушерства, гинекологии и репродуктологии/неонатологии на имитаторе родов SIMone и полноросто-вом компьютерном манекене ВиртуЭль (NOELLE), позволяющих в полном объеме вос-производить необходимые клинические ситуации до, во время и после родов.
Перед началом каждого тренингового курса проводился т.н. «входящий тест» в виде устного опроса для установления уровня исходных теоретических знаний и практических умений, а также причин субъективного и объективного отсутствия эффективной коммуникации врача-ординатора с пациентом. Среди основных причин последнего параметра «входного теста», как правило, назывались страх навредить женщине и ребенку, а также страх практически провести неадекватную манипуляцию в зависимости от клинической ситуации. Поэтому, на первом этапе обучения курсантами проводилось «эталонное» решение клинических задач по диагностике и терапии неотложных состояний в акушерстве и ведению родов вне лечебного учреждения симуляционным преподавателем-тренером с последующим повторением увиденного. На втором этапе, под контролем симуляционного тренера, каждый курсант отработал практические мануальные навыки и алгоритм терапии неотложных состояний и ведение внегоспитальных родов на симуляционных тренажерах.
Результаты
Результаты: в ходе третьего этапа обучения преподавателем совместно с клиническими ординаторами была проведена коллегиальная оценка выполненной практической работы. Подавляющая часть курсантов смогла справиться с поставленными задачами и показать удовлетворительный уровень освоения новыми практическими компетенциями, отработка практических умений на симуляторе у них носила осмысленный и заинтересованный характер. А среди причин, не позволивших, в полном объеме выполнить постав-ленные задачи явились: отсутствие опыта работы в команде (interpersonal and communication skills), отсутствие концентрации внимания, и, как результат, - нарушение аналитических подходов и последовательности выполнения алгоритмов.
Выводы
Заключение: освоение симуляционного тренинга по диагностике и терапии неот-ложных состояний в акушерстве, включая ведение внегоспитальных родов, в ходе прак-тико-ориентированного обучения по программе клинической ординатуры дисциплины, у 99% обучающихся курсантов оценивается как бесспорно необходимое. По мнению кур-сантов, методика симуляционной отработки практических навыков после теоретического ознакомления с алгоритмом выполнения поставленных задач, позволяет им на практике освоить основные этапы клинических алгоритмов с наименьшим допуском ошибок, сти-мулирует положительную мотивацию, способствует совершенствованию логического мышления, укрепляет уверенность в приобретенных знаниях и правильности действий, а также способствует увеличению потребности к самообразованию и познанию.
Мавлет Вахитов
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.