ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Автор(ы): Матусков М.А.

Город: Смоленск

Учреждение: Смоленский государственный медицинский университет

Результаты

Введение

Повышение качества подготовки обучающихся в образовательной организации является основной задачей профессорско-преподавательского состава. Качество подготовки выпускников определяется степенью освоения общекультурных и профессиональных компетенций. Значимость компетентностного подхода в высшем образовании подтверждается использованием этого инструмента в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по укрупненной группе специальностей «Здравоохранение», которые введены в действие приказами Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009-2011 г.г. [2, 3, 4, 5, 6].

Актуальность исследования

Процесс освоения компетенций может быть представлен как интеграция знаний, умений и навыков по определенному виду профессиональной деятельности. Для адекватного формирования у обучающегося требуемых компетенций необходимо обеспечить учебный процесс необходимой учебно-методической документацией. Комплексный подход при формировании пакетов учебно-методической документации по отдельным учебным дисциплинам и практикам является стандартом квалифицированного обеспечения учебного процесса. Для практического использования таких учебно-методических материалов в повседневной учебно-педагогической деятельности необходимо включение в них как учебных, так и методических материалов. Такие комплексы в равной степени предназначаются как для обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава. Проблема выбора необходимых компонентов таких учебно-методических материалов, с точки зрения профессорско-преподавательского состава, может быть решена простым волеизъявлением членов кафедральных коллективов в связи с их немногочисленностью и непосредственным участием в их создании. В то же время задача определения адекватного перечня необходимых компонентов учебно-методических материалов, с точки зрения обучающегося и учета его потребностей, достаточно сложна [1].

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования, сформированная в Смоленской государственной медицинской академии (СГМА), в 2009 году приступила к реализации образовательного процесса вместо упраздненной кафедры военной и экстремальной медицины. В соответствии с федеральными нормативными документами на кафедре обучаются студенты, интерны, ординаторы и врачи факультета повышения квалификации и последипломной подготовки специалистов. Коллектив кафедры всегда придерживался принципа преемственности в осуществлении педагогической деятельности и прилагал максимум усилий для обеспечения учебного процесса необходимой учебно-методической документацией. На первом этапе, начиная с 2008 года, в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по всем реализуемым направлениям подготовки, профессорско-преподавательским составом были подготовлены учебно-методические комплексы по военной и экстремальной медицине. Эти комплексы включали в себя рабочую программу учебной дисциплины, методические указания для преподавателя, методические указания для студента, комплект контрольно-измерительных материалов для текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, а также терминологический словарь по учебной дисциплине (глоссарий). В последующем в связи с принятием на федеральном уровне образовательных стандартов нового поколения и изменениями структуры подготовки выпускника, новыми требованиями по компетентностно-ориентированному подходу в 2010-11 учебном году были подготовлены учебно-методические комплексы по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф».

На протяжении всего периода в учебно-методические комплексы вносились необходимые изменения с целью оптимизации образовательного процесса. Изменения, как правило, содержали разработки отдельных элементов учебной дисциплины. Такие учебные пособия, на наш взгляд, позволяют облегчить получение необходимых знаний, умений и навыков обучающимися. Учебно-методические разработки после процедуры рецензирования квалифицированными специалистами в сфере образования и практического здравоохранения представлялись для принятия Цикловой методической комиссией медико-профилактических дисциплин, а затем для утверждения на заседание Центрального методического совета. Публикация достигалась путем издания типографским способом. Необходимое для учебного процесса количество экземпляров размещалось в научной библиотеке СГМА и в методическом кабинете кафедры. Кроме того, все материалы опубликованы в сети Интернет на официальном сайте академии www.sgma.info, а с 01 октября 2014 года на сайте www.smolgma.ru.

Цель исследования

Данное исследование проводилось с целью выявления степени востребованности учебно-методических разработок кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования обучающимися и определения необходимости подготовки подобных разработок по другим разделам учебных дисциплин.

Объект и методы исследования

В качестве объекта исследования рассматривался контент официального сайта академии www.sgma.info, обеспечивающий учебный процесс на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования. По направлениям подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация» в соответствии с образовательным стандартом обучающиеся изучали учебную дисциплину «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф», а по направлениям подготовки «Клиническая психология» и «Социальная работа» - «Безопасность жизнедеятельности».

Для достижения цели исследования использовались методы математического, статистического и логического анализа. Обработка данных осуществлялась с использованием компьютерных средств.

Материалы исследования

На страничке кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф с курсом последипломного образования официального сайта академии www.sgma.info информационные материалы размещены в соответствии с их предназначением для студентов, обучающимся по различным направлениям подготовки.

Всего за прошедший период было опубликовано 189 учебных пособий, которые распределились по направлениям подготовки достаточно равномерно. Для обучающихся по реализуемым направлениям подготовки из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение» (лечебное дело, педиатрия, стоматология, фармация) опубликовано от 16,9% до 20,6% учебно-методических пособий. По остальным направлениям подготовки - около 11%.

В ходе исследования изучена структура опубликованных учебно-методических разработок по разделам учебной дисциплины. Установлено, что наиболее активно формировались учебные и методические пособия по разделу «Безопасность жизнедеятельности» - более 46%. В наименьшей степени учебными и методическими пособиями обеспечен раздел «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны» - около 7% всех опубликованных пособий.

Кроме того, проведен хронологический анализ активности профессорско-преподавательского состава кафедры по созданию учебно-методических пособий за период с 2010 г. по 2014 г. Установлено, что наибольшее количество учебных пособий было опубликовано в 2012 г. и 2014 г. За два года подготовлено более половины общего количества учебно-методических пособий.

Был проведен анализ востребованности учебно-методических пособий обучающимися по различным направлениям подготовки. Установлено, что наибольшее количество скачиваний с сайта учебной литературы было зарегистрировано по основным из реализуемых направлений подготовки (лечебное дело, педиатрия, стоматология, фармация), что обусловлено многочисленностью обучающихся. Удельное количество скачиваний с сайта учебной литературы на одно наименование также было достаточно равномерным. Такие показатели, по нашему мнению, свидетельствуют о равном проявлении интереса к опубликованной учебной литературе.

При анализе востребованности обучающимися учебно-методических пособий, предназначенными для освоения различных разделов дисциплины, выявлен наибольший интерес к учебной литературе по разделам «Безопасность жизнедеятельности» (36,2%) и «Мобилизационная подготовка здравоохранения» (34,5%). Кроме того, необходимо учесть большое количество наименований учебной литературы, опубликованной по разделу «Безопасность жизнедеятельности» (46,8%).

Результаты изучения хронологической динамики заинтересованности обучающихся в учебной литературе указывают на высокую степень неравномерности. Наиболее часто обучающиеся обращались на сайт академии за учебными пособиями по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» в 2012 году, а наиболее редко - в 2014 году. Причину снижения количества обращений обучающихся в 2014 году за учебной литературой необходимо изучить.

Обсуждение результатов исследования

Представленные результаты исследования свидетельствуют о высокой степени распределения учебно-методических пособий по направлениям подготовки.

Обеспеченность учебно-методическими пособиями по разделам учебной дисциплины неравномерна. В наибольшей степени обеспечен учебными пособиями раздел «Безопасность жизнедеятельности», а в наименьшей степени - раздел «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны».

Хронологический анализ активности профессорско-преподавательского состава кафедры по созданию учебно-методических пособий показал наибольшую активность по созданию учебных пособий в 2012 г. и 2014 г.

Анализ востребованности учебно-методических пособий свидетельствует о равном проявлении интереса к опубликованной учебной литературе обучающихся разных факультетов. В то же время обучающиеся в большей степени проявляли интерес к учебной литературе по разделам «Безопасность жизнедеятельности» и «Мобилизационная подготовка здравоохранения».

Наиболее часто обучающиеся обращались на сайт академии за учебными пособиями по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» в 2012 году и наиболее редко в 2014 году.

Выводы

1.       Необходимо увеличить количество учебных пособий по разделам «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны», «Мобилизационная подготовка здравоохранения», «Медицина катастроф», «Медицинская токсикология и радиология».

2.       Существует необходимость изучения причины снижения заинтересованности обучающихся в 2014 году к учебным пособиям.

Список литературы

1.       Матусков М.А. Анкетирование обучающихся как критерий качества обеспечения учебного процесса // Наука и образование в современной конкурентной среде: Материалы II Международной научно-практической конференции / – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. – С. 16-20.

2.       Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 - Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист») (утвержден приказом Минобразования России от 8.11.2010 г. № 1118).

3.       Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 - Педиатрия (квалификация (степень) «специалист») (утвержден приказом Минобразования России от 8.11.2010 г. № 1122).

4.       Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 - Стоматология (квалификация (степень) «специалист») (утвержден приказом Минобразования России от 14.01.2011 г. № 16).

5.       Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 - Фармация (квалификация (степень) «специалист») (утвержден приказом Минобразования России от 17.01.2011 г. № 38).

6.       Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 - Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ Минобразования России от 17.01.2011 г. № 57).

Тема: Официальные документы
Михаил Матусков

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: