Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / КАФЕДРА ИЛИ ЦЕНТР? КАКОЙ ВЫБРАТЬ ФОРМАТ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЛЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ИЛИ ЦЕНТР? КАКОЙ ВЫБРАТЬ ФОРМАТ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЛЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор(ы): Таптыгина Е.В.

Город: Красноярск

Учреждение: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Цель

Проанализировать один из существующих форматов организации работы подразделения, ответственного за внедрение и использование симуляционных технологий в образовательном процессе медицинского вуза.

Материалы и методы

Симуляционные технологии используются для повышения качества обучения медицинских специалистов в безопасной среде, без ущерба для пациента, при сохранении высокой степени реализма. В 2013 году в Красноярском государственном медицинском университете имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого (далее – КрасГМУ) была создана кафедра – центр симуляционных технологий (ЦСТ). Целью формирования кафедры явилось повышение качества практической подготовки клинических интернов и ординаторов, врачей–курсантов Института последипломного образования путем применения современных технологий освоения и совершенствования практических навыков – специальных муляжей, фантомов и тренажеров, а также виртуальных (компьютерных) симуляторов, обеспечивающих создание реальности медицинских вмешательств и процедур. На базе ЦСТ была сформировала централизованная модель учебного процесса по отработке практических навыков – когда процесс отработки элементарных практических навыков сосредоточен на кафедрах КрасГМУ, оснащенных элементарными тренажерами и манекенами, а освоение сложных практических навыков происходит на базе кафедры ЦСТ, оснащенной тренажерами более высокого уровня реалистичности с системой обратной связи и контроллерами.

Результаты

На базе ЦСТ проводится обучение профессорско-преподавательского состава, ординаторов, врачей–курсантов Института последипломного образования КрасГМУ; с 2014 года проходит II этап государственной итоговой аттестации (контроль выполнения практических навыков) выпускников медицинских факультетов (лечебного, педиатрического, стоматологического).
Практическая подготовка специалистов медицинского профиля обязательно предусматривает прохождение производственной практики для закрепления теоретических знаний. Для предпрактической подготовки обучающихся, а также проведения дифференцированного зачета по итогам производственной практики в КрасГМУ активно используются тренажеры и симуляторы. На этапе предпрактической подготовки обучающимся предоставляется возможность отработать на тренажерах и симуляторах навыки, предусмотренные программой практики, получить консультацию преподавателя. Также студентам оказывается всесторонняя методическая поддержка: разработаны и размещены на официальном сайте университета алгоритмы выполнения, видеоуроки и листы экспертных оценок всех практических навыков.
Ежегодно в сентябре на базе ЦСТ студенты медицинских факультетов (лечебного, педиатрического), сдают экзамен после летней производственной практики после 4, 5, 6 курса.
На базе ЦСТ КрасГМУ с 2016 г. проходят первичную аккредитацию выпускники по специальностям «Стоматология» и «Фармация», с 2017 г. выпускники по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Медицинская кибернетика».
В программу подготовки ординаторов всех специальностей включен 36–часовой симуляционный модуль, включающий: сердечно-легочную реанимацию с дефибрилляцией, запись и расшифровку ЭКГ, оказание помощи при дорожно-транспортных происшествиях, внебольничных родах.
На базе кафедры проводятся циклы повышения квалификации от 18-36 часов с использованием симуляционных технологий по различным специальностям: неонатология, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, терапия, хирургия, эндоскопия и др.
С 2015 года на базе кафедры – центра симуляционных технологий ежегодно проводится конкурс практических навыков «Неотложка» по оказанию экстренной и неотложной скорой медицинской помощи среди студентов старших курсов медицинских специальностей. С 2017 года конкурс получил статус Всероссийского.
Все вышеперечисленные мероприятия формируют годовую нагрузку преподавателей, работающих на кафедре. На сегодня в штате кафедры ЦСТ трудоустроено 25 преподавателей – практикующих врачей разных специальностей.

Выводы

В отличие от работы в ином структурном подразделении (центре), работа в качестве профессорско-преподавательского состава (ППС) на кафедре дает следующие преимущества:
1. Официальное трудоустройство преподавателей.
2. Сохранение статуса (должности, ученого звания, педагогического стажа).
3. Предоставление возможности карьерного роста (например, из ассистентов в доценты при определенном стаже, выполнении научной и учебной нагрузки).
4. Планирование годовой нагрузки ППС.
5. Планирование не только учебной, но и учебно-методической, научно-исследовательской, организационно-методической и воспитательной работы преподавателей.
6. Планирование повышения квалификации ППС, в том числе обучение работе с симуляционным оборудованием, технологиями (дебрифинга, чек-листами и т.д.).
7. Обеспечение сохранности дорогостоящего симуляционного оборудования (постоянный состав ППС обучен работе с высокотехнологичными роботами-симуляторами).
Представленный пример организации работы структурного подразделения, отвечающего за практическую подготовку обучающихся, в формате кафедры имеет ряд преимуществ, обеспечивающих эффективное использование симуляционных технологий в учебном процессе, а также сохранение кадрового состава подразделения благодаря возможности реализации мотивационных факторов для преподавателей, таких как статус, обучение, карьерный рост.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Админ 1

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: