Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Изучение навыков эффективного общения в пилотном проекте «Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача терапевта-участкового»

Изучение навыков эффективного общения в пилотном проекте «Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача терапевта-участкового»

Автор(ы): Галиахметова Н.П. 1, Данилова К.А. 1, Мухаметова А.И. 1,2

Город: Ижевск

Учреждение: 1)ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России 2)БУЗ МЗ УР «Первая РКБ»

Актуальность

Одной из задач современных реформ в системе здравоохранения является замена патерналистской модели взаимодействия медицинского персонала с пациентом на партнерскую. Так, по мнению Р.Витча, патернализм ущемляет права пациента как автономной личности, самостоятельно и свободно принимающей жизненно важные решения, контролирующей свое состояние. В партнерской же модели реализуется принцип равноправия, что предоставляет пациенту право на свободу выбора. Реализация такого перехода возможна путем обучения студентов медицинских вузов навыкам пациент-ориентированного общения. В 2018 году изъявили желание пройти первичную аккредитацию по специальности «лечебное дело» в ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» 291 выпускник. Методический центр аккредитации предложил для прохождения аккредитуемым пилотную станцию «Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача терапевта-участкового».

Цель

Оценить уровень сформированности коммуникативных компетенций у аккредитуемых.

Материалы и методы

В пилотном проекте приняли участие 30 выпускников лечебного факультета. Аккредитуемые ранее не проходили специальных обучающих тренингов и семинаров по тестируемой теме. Предварительно им была доступна информация исключительно из содержания паспорта соответствующей станции. Рабочая зона станции была оборудована и приближена к реальной обстановке кабинета участкового врача-терапевта согласно установленным требованиям и методическим рекомендациям. В качестве симулированных пациентов выступили сотрудники ИГМА из числа профессорско-преподавательского состава, успешно прошедшую специальную обучающую подготовку по коммуникативным навыкам в Центре непрерывного профессионального образования г. Москва, имеющие доступ к конфиденциально установленному сценарию станции.
Для оценки коммуникативных навыков были использованы соответствующие показатели в чек-листах станции, а также переработанная нами «Карта наблюдений и оценки развития коммуникативных навыков», имеющая 10-балльную шкалу.

Результаты

На стадии установления контакта, аккредитуемые успешно справились с самопрезентацией, позаботились о комфорте пациента, идентифицировали личность пациента. Но ряд выпускников (27,1 %) не получили предварительного согласия на расспрос. Переход к стадии расспроса, доверительному диалогу врача и пациента, наиболее важен как в сборе анамнеза, постановке диагноза, так и в формировании удовлетворенности пациента общением с врачом. Большинство аккредитуемых (77,3 %) начали диалог с использованием открытых фраз, лишь (23,4 %) задавали закрытые вопросы. Визит к врачу не всегда обусловлен жалобами пациента, возможна консультация, проведение диспансеризации и другие вопросы. При этом в начале расспроса (в 97,1 % случаев) задан традиционный вопрос о наличии жалоб. На стадии выстраивания отношений в процессе общения наиболее сложной позицией для аккредитуемых явилось комментирование и оценивание поведения пациента (47,0 %). 30,6 % аккредитуемых не продемонстрировали исчерпывающий список проблем пациента как итог завершения коммуникации, что затрудняет формулирование верной диагностической гипотезы.

Обсуждение

При обработке «Карты наблюдений и оценки развития коммуникативных навыков» нами выявлено: наличие достаточно широко распространенных ошибок общения «врача» с «пациентом», при этом субъективная оценка аккредитуемыми своих коммуникативных компетенций оказалась на высоком уровне. Высоко были оценены такие компетенции, как знание норм и правил профессионального общения (8,4 балла), знание требований этикета (9,1 баллов), умение убеждать и влиять на других людей (7,8 баллов). Аккредитуемые менее компетентными оказались в умении контролировать свои эмоциональные проявления (6,4 балла), саморегулировать эмоциональное состояние (6,4 балла), осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку (7,1 балл), адекватно откликаться на проблемы другого человека (8,1балл).

Выводы

1 Анализ результатов работы пилотной станции «Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача терапевта-участкового» показал, что уровень коммуникативных компетенций выпускников удовлетворителен, но сформирован недостаточно. Это требует в перспективе введения специальных обучающих тренингов в учебную программу для обучающихся, что позволит сформировать у выпускников более высокий уровень коммуникативных профессиональных навыков.
2.Необходимо рассмотреть вопрос о расширении возможных сценариев станции с дифференцированием «симулированных пациентов» по психохарактерологическим особенностям с целью формирования большей реалистичности «пациента».

Тема: Коммуникативные навыки
Ксения Данилова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: