Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Особенности формирования программ повышения квалификации для амбулаторных хирургов в рамках НМО

Особенности формирования программ повышения квалификации для амбулаторных хирургов в рамках НМО

Автор(ы): Логвинов Ю.И., Климаков А.В.

Город: Москва

Учреждение: Учебный центр для медицинских работников – Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы

Актуальность

Сегодняшний профиль пациентов на приеме у врача-хирурга амбулаторного приема характеризуется широким перечнем нозологий (Таб.1).
Таблица 1. Структура амбулаторного хирургического приема*
Нозологические группы Доля обращений, %
Заболевания опорно-двигательного аппарата 25%
Нагноительные процессы мягких тканей и кисти 25%
Заболевания органов ЖКТ 20%
Проктология 5%
Патология периферических сосудов 20%
Новообразования кожи и подкожной клетчатки 2%
Раны 0,5%
Ожоги 0,5%
Прочее 2%
Всего 100%
*По данным организационно-методического отдела по хирургии Департамента здравоохранения г. Москвы, 2017 г.

Кроме этого, за последнее десятилетие сформировались тенденции хирургии, влияющие на профиль пациентов у хирурга в поликлинике:
• активное внедрение малоинвазивных технологий в стационарах;
• доля лапароскопических вмешательств в хирургических стационарах ДЗМ увеличилась с 34% до 64%;
• сокращение пребывания в стационаре после операции;
• работа стационаров кратковременного пребывания, выписка пациентов в день операции;
• на прием приходят пациенты в раннем послеоперационном периоде.
В результате врач-хирург в поликлинике «получает» пациентов в ближайшие дни/день после оперативного вмешательства. Все это формирует требования к компетенциям амбулаторного хирурга, а, следовательно, к системе постдипломного образования врачей для приобретения необходимых компетенций.
Однако возможности обучения амбулаторных хирургов в рамках «традиционного» постдипломного образования ограничены:
• учебные блоки (темы) в большинстве посвящены «стационарным» нозологиям;
• редко встречаются темы, касающиеся амбулаторной хирургии;
• отсутствие в программах учебных блоков, касающихся смежных дисциплин: патологии опорно-двигательного аппарата, периферических нервов, психологии общения с пациентом, снятия стресса и др.;
• необходимость «отрыва от производства» на 2-6 недель;
• кратность обучения – 1 раз в 5 лет.

Цель

Разработка и внедрение программ повышения квалификации для амбулаторных хирургов с учетом специфики и требований к компетенциям специалистов в современных условиях.

Материалы и методы

По заданию главного хирурга ДЗМ проф. Шабунина А.В. в Учебном центре для медицинских работников – Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы были разработаны и внедрены две программы повышения квалификации для амбулаторных хирургов в рамках системы непрерывного медицинского образования (НМО):
1. «Мультидисциплинарный подход в практике амбулаторного хирурга» (18 зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)/часов; начало обучения в 2017 г.;
2. «FAST-TRACK – хирургия в практике амбулаторного хирурга» (18 ЗЕТ/часов, начало обучения в 2018 г.

Таблица 2. Учебные блоки и доля учебного времени, %
"Мультидисциплинарный подход в практике амбулаторного хирурга"/ "Fast – Track - хирургия в практике амбулаторного хирурга"
Патология опорно-двигательного аппарата (ОДА) и периферической нервной системы 33% /39%
Гнойные заболевания 22% / 17%
Патология периферических сосудов 17% / 11%
Хирургическая патология органов брюшной полости и забрюшинного пространства, ведение в послеоперационном периоде - 18%
Хирургические мануальные навыки/умения 6% / 5%
Внутрипросветная эндоскопия, диагностическая и операционная 6% -
Прикладная психология 6% / 5%
Организационные вопросы 10% / 5%
Всего: 100% / 100%

Результаты

Для получения оценки программ непосредственно амбулаторными хирургами было проведено анонимное анкетирование первых 56 слушателей (10 групп) программы «Мультидисциплинарный подход в практике амбулаторного хирурга», которым были заданы 6 вопросов, касающихся степени удовлетворенности обучением, материально-техническим оснащением учебного процесса, работой преподавателей, новизны учебного материала, его соответствия работе врачей-хирургов и их ожиданиям.
Были получены следующие результаты анкетирования:
Вопрос 1. «Насколько Вы удовлетворены обучением по данной образовательной программе?». 93% слушателей отметили «Полностью удовлетворен» и «Удовлетворен в достаточной мере»
Вопрос 2. «Удовлетворены ли Вы материально-техническим оснащением учебного процесса?». 96% слушателей ответили:«Полностью удовлетворен» и «Удовлетворен в достаточной мере», и только 4% слушателей отметили частичную удовлетворенность.
Вопрос 3. «Много ли нового Вы узнали в ходе обучения?». 98% слушателей отметили, что получили новую для себя информацию.
Вопрос 4. «Насколько хорошо, по Вашему мнению, материал, полученный в ходе обучения, соответствует Вашей работе?». 71% слушателей отметили «соответствует в высокой степени», и 29% - «соответствует в некоторой степени»
Вопрос 5. «Удовлетворены ли Вы работой преподавателей?». 89% слушателей были полностью удовлетворены работой преподавателей, и 11% - удовлетворены в достаточной мере.
Вопрос 6. «В какой мере полученные знания, умения, навыки соответствуют Вашим ожиданиям?». 73% слушателей отметили высокую степень соответствия», и 25% - соответствие в некоторой мере.
За период с апреля 2017 г. по июнь 2018 г. прошли обучение в МСЦ: по программе «Мультидисциплинарный подход в практике амбулаторного хирурга» - 202, по программе "Fast – Track - хирургия в практике амбулаторного хирурга» - 84. Общее количество врачей, прошедших обучение по данным программам – 236 (50 врачей участвовали в обеих программах), что составляет более 40% всех амбулаторных хирургов учреждений здравоохранения Департамента здравоохранения г. Москвы.

Выводы

1.Программа повышения квалификации в рамках НМО «Мультидисциплинарный подход в практике амбулаторного хирурга», разработанная с соблюдением вышеназванных принципов, в высокой степени удовлетворяет потребностям амбулаторных врачей-хирургов и соответствует их ожиданиям.
2. Принципы изучения профессиональных потребностей и мнения практических врачей, практической направленности обучения, отработки мануальных навыков с использованием симуляционных технологий должны лежать в основе разработки и проведения современных программ повышения квалификации для амбулаторных хирургов.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Александр Климаков

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: