Автор(ы): Рубина С.С., Соловьева А.В., Баженов Н.Д., Зобачева В.В., Караева Е.В., Килейников Д.В., Калинкин М.Н.
Город: Тверь
Учреждение: ФГБОУ ВО Тверской государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
Внедрение в практическое здравоохранение принципов «Бережливого производства», требует применения технологий, позволяющих выявлять потери в организации медицинской помощи в процессе предоставления медицинских услуг и устранять выявленные недостатки. Одним из главных инструментов в lean –технологии является картирование. Картирование направлено на минимизацию потерь и улучшение работы, как в общем потоке (в работе медицинской организации в целом), так и в отдельных процессах (в работе различных подразделений: регистратуры, врачей разных специальностей, младшего мед персонала и т.д.). На данном этапе приходится сталкиваться с малой осведомлённостью сотрудников медицинских учреждений о картировании и других технологиях управления процессами. На решение этих проблем нацелен, созданный проектный образовательный центр ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Миинздрава России «Фабрика процессов Learn-Lean» (Фабрика процессов).
Материалы и методы
В проектном образовательном центре ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России медицинские работники проходят обучение принципам и инструментам бережливого производства. Работа по картированию потока создания ценности начинается с постановки целей.
На этом этапе цель формируется, измеряется и визуализируется. Обучаемые доложены понимать, для чего они работают и к чему должны стремиться. Одним из этапов картирования, есть понимание ситуации процессов на рабочем месте (Гемба) «как есть» Здесь подробно рассматриваются все этапы процесса от входа пациента в поликлинику до его выхода, определяются и фиксируются необходимые параметры (метры, секунды и т.д.) каждого этапа. Участники должны пройти целиком весь рассматриваемый поток и определить ценность и потери в процессе. Подробно рассматривается и изучается сопутствующая логистика и система управления.
Второй этап предполагает обработку собранной информации, представление ее в виде схем с помощью карандашей или стикеров. Проводится анализ проблемы потока (излишнее время ожидания, загруженность персонала, «узкие» места потоков и т.д.) и определяются пути решения проблем.
Следующий этап - это формирование будущего состояния - «как будет». Он предполагает сопоставление возможностей потока, выявленных в процессе анализа, с необходимыми требованиями к максимальной эффективности процесса. Разрабатывается пошаговый план реализации необходимых действий для перехода к целевому состоянию. Точное выполнение запланированных действий увеличивает потенциальную эффективность конечного результата.
Результаты
В результате картирования обучающиеся выявляют недостатки, которые возникают в процессе оказания медицинских услуг пациентам в реальных условиях. Одновременно они учатся находить решения, позволяющие улучшить работу, как самих сотрудников, так и процессов оказания медицинских услуг. Полученный опыт позволяет увеличивать коэффициент вовлеченности медицинских работников в Пилотный проект Министерства здравоохранения Российской Федерации "Бережливая поликлиника"
Обсуждение
Обучение медперсонала картированию на рабочем месте можно рассматривать как гарантированный инструмент улучшения деятельности поликлиники, который позволяет определять суть проблем на местах, разрабатывать мероприятия по их устранению и повышать уровень удовлетворенности пациентов и персонала. При правильном применении оно может стать эффективным инструментом улучшения деятельности как отдельных подразделений, так и организации в целом.
Выводы
Таким образом, обучение картированию на месте возникновения проблем позволяет не только обучить этому lean –инструменту медицинских работников, но и показать им реальные результаты внедрения новых технологий управления процессами в практическом здравоохранении.
Алла Соловьева
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.