Автор(ы): Соловьева А.В., Баженов Н.Д., Караева Е.В., Королюк Е.Г., Зобачева В.В., Рубина С.С., Кашехлебов К.Ю., Килейников Д.В... Калинкин М.Н.
Город: Тверь
Учреждение: ФГБОУ ВО Тверской государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность
Переход на пациенто-ориентированную медицину диктует необходимость внедрения в практическое здравоохранение эффективных инструментов, позволяющих значительно повысить уровень организации медицинской помощи, устранить потери и максимизировать ценности в процессах предоставления медицинских услуг. Именно на решение этих проблем нацелена концепция lean production («бережливое производство»), которая успешно зарекомендовала себя не только в производственных процессах, но и в медицине. Вместе с тем, отмечается низкая приверженность персонала медицинских организаций к использованию принципов бережливого производства. Во многом это связано с малой осведомлённостью персонала и руководства больниц о технологиях управления процессами. Указанное требует разработки новых подходов к обучению и интеграции бережливого производства в медицинскую практику, позволяющих не только дать знания обучающимся, но и мотивировать их на процесс непрерывных улучшений на рабочем месте.
Материалы и методы
В рамках проектного образовательного центра ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Миинздрава России проходит апробацию «Фабрика процессов Learn-Lean» (Фабрика процессов). Это учебная площадка для обучения принципам и инструментам бережливого производства, разработанная в соответствии с концепцией производственной системы «Росатом». На Фабрике процессов участники получают опыт применения lean-инструментов в амбулаторной практике на примере рациональной организации работы врача-терапевта в реальной поликлинике.
Для участников смоделирована ситуация, когда регистратура является «узким» местом в процессе посещения поликлиники, а все пациенты, обратившиеся к врачу, уверены, что имеют право на внеочередное обслуживание. Задача медицинского персонала – оптимизировать поток пациентов, дать каждому обратившемуся четкий алгоритм действий, оказать необходимую медицинскую помощь. Нужно найти решение как снизить время ожидания в очередях, повысить производительность труда, перераспределить функции персонала, выровнять потоки и повысить качество оказания услуги.
Тренеры Фабрики процессов - сотрудники Университета, лидеры школ бережливости, обладающие опытом работы в практическом здравоохранении и являющиеся руководителями проектов в рамках программы «Бережливая поликлиника».
Целевая аудитория: главные врачи, врачи первичного звена, организаторы здравоохранения, студенты 6 курса.
Игра проходит в 3 раунда. В первом раунде участники отрабатывают прием пациентов в своих кабинетах, замеряют результаты работы, выявляют и фиксируют проблемы, возникшие в процессе приема пациентов. Вместе с тренерами определяют потери на каждом этапе обслуживания пациента; максимизируют ценности процессов, оценивают свою работу по параметрам SQDCM. После этого участники самостоятельно продумывают шаги второго раунда; организуют пространство; решают обнаруженные проблемы; устраняют потери, определяют оптимальную логистику приема пациентов; создают безопасные условия медицинской деятельности.
Во втором раунде внедряются улучшения, оценивается их эффективность, выявляются неучтенные потери. После окончания раунда анализ проводит один из участников Фабрики, играющий роль руководителя. Он же определяет основные шаги, которые надо сделать в третьем раунде, чтобы обеспечить выполнение целевых показателей. Разбор результатов третьего раунда позволяет понять потенциал и направление дальнейшего совершенствования процесса организации приема терапевта, а также сделать выводы о том, какие из инициатив принесли максимальный эффект и какие их них можно реализовать на рабочем месте.
Результаты
В результате игры участники на практике приобретают знания по следующим инструментам lean -технологий: поток создания ценности, картирование, 7 видов потерь, система 5С, стандартизированная работа, решение проблем, визуальное управление, выравнивание потоков, канбан, производственный анализ SQDCM, цикл постоянных улучшений PDCA.
Обсуждение
Фабрика процессов, созданная в условиях реальной поликлиники, позволяет доступно представить участникам новый материал, показать как lean- инструменты работают на практике, как достичь реального улучшения качества предоставления медицинских услуг при минимальных затратах и замотивировать сотрудников медицинских организаций на внедрение принципов бережливого производства на рабочем месте.
Выводы
Таким образом, Фабрика процессов помогает в короткие сроки научить медработников выявлять и устранять потери при организации амбулаторного приема; получить практические навыки применения инструментов бережливого производства, изменить традиционные представления о подходах к организации медицинской помощи и способствует формированию у них lean - мышления.
Алла Соловьева
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.