Автор(ы): Галактионова М.Ю., Маисеенко Д.А., Конуркина Н.С., Дударев В.А.
Город: Красноярск
Учреждение: ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно- Ясенецкого" Минздрава России
Актуальность
Важную роль при подготовке специалистов педиатрического профиля играют практические занятия, которые направлены на формирование и развитие профессионально важных навыков, умений, знаний и способностей путём непосредственного применение полученных теоретических знаний во время обучения в вузе. Практические занятия играют важную роль при подготовке специалистов педиатрического профиля. Для решения задач профессиональной подготовки студентов на клинических кафедрах в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого используется целостная система различных педагогических технологий. Главное при проведении практических клинических занятий выдерживать принцип: поэтапно, от простого к сложному тренировать студентов в выполнении осмысленных профессиональных действий.
Материалы и методы
Для изучения мнения выпускников, проходивших аттестацию по практическим навыкам на тренажерах- симуляторах, манекенах и фантомах, по окончании ГИА, было проведено анкетирование. Aнкетирование было анонимным, анкета содержала 9 вопросов, включающих, как опрос по использованию во время теоретической подготовки к данному этапу библиотечных электронных ресурсов вуза, разработанных и утвержденных алгоритмов выполнения практических навыков, созданный банк видеоуроков по проведению практических манипуляций, так и вопросы, отражающие практическую значимость данного практическогоэтапа аттестации для студента, так и оценку оснащенности оборудованием и расходными материалами.
Результаты
В анкетировании участвовали 89 cтудентов педиатрического факультета. На первый вопрос «Использовали ли Вы для подготовки к пpaктическому этапу ГИА банк видеоуроков, размещенных на сайте КрасГМУ?», ответили утвердительно 86 респондентов (96,63%). На второй вопрос анкеты «В освоении каких практических навыков помог данный ресурс? Перечислите» ответы респондентов были следующими: в освоении всех навыков - 29 человек (32,58%); в изучении технологии выполнения внутривенных инъекций - 13 студентов (14,60%), по проведению сердечно-легочной реанимации - 19 (21,34%), по общеврачебным навыкам - 15 человек (16,89%), в освоении акушерско- гинекологических навыков - 31 (34,83%), по выполнению хирургических навыков - 24 студента (26,96%). При ответе на четвертый вопрос «Использовали ли Вы утвержденные алгоритмы выполнения практических навыков, размещенные на сайте вуза в документах деканата», практически все студенты ответили утвердительно (88 человек, 98,87%). На пятый вопрос «В освоении каких практических навыков Вам помог данный ресурс?» были получены следующие ответы. В освоении всех навыков - 36 респондентов (40,44%), большинства общеврачебных навыков ответили - 26 респондентов (29,21%), акушерско- гинекологических навыков - 11 (12,35%), в освоении хирургических навыков - 16 студентов (17,97%), никаких – 1 студент (1,12%). На вопрос анкеты «Улучшил ли данный этап ГИА Вашу практическую подготовленность к профессиональной деятельности?» положительно ответили превалирующее большинство студентов (86 человек, 96,62%). При этом в 25 анкетах было отмечено, что значительно улучшили свою подготовленность по выполнению большинства общеврачебных навыков, проведению СЛР, в 7 анкетах оценена подготовленность к практическому выполнению хирургических, акушерских навыков. Средний балл по оценке материально-технической оснащенности данного этапа по мнению студентов составил – 4,59. Из общего числа респондентов 9 (10,11%) человек указали на необходимость проводить прием практических навыков на манекенах и симуляторах в течение всего времени обучения (начиная с 3 курса) на клинических кафедрах при проведении практических занятий для лучшего усвоения материала. 12,35% человек отметили, что хотелось бы иметь большее количество часов/ дней на тренировку перед практическим этапом ГИА в условиях кафедры- центра симуляционных технологий; 6,74% человек – указали на необходимость увеличения времени выполнения некоторых манипуляций. На дополнение банка видеоуроков по технологии выполнения практических навыков указали – 19 (21,34%) человек. В 21,34% случаев респонденты отметили необходимость выделения большего количества времени на подготовку и отработку практических навыков ко II экзамену ГИА на базе кафедры-центра симуляционных технологий. Увеличить количество консультаций по данному этапу отметили 7 (7,86%) студентов, 10 (11,23%) респондентов отметили необходимость расширения объема общеврачебных навыков, за счет включения педиатрических навыков. В целом удовлетворенность по организации и проведению данного этапа, материально-технической и методической оснащенности экзамена на базе кафедры-центра симуляционных технологий высказали превалирующее число респондентов (81 человек- 91,01%), а также все члены ГЭК, включая представителей практического здравоохранения.
Выводы
Формирование практических умений и навыков может осуществляться только с применением деятельностного подхода в обучении: учить деятельности, действиям, а не знаниям и умениям их применять. Следовательно, при обучении нужно создавать условия для выполнения обучающимся действия неоднократно, под контролем правильности его выполнения, до полного овладения им. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости отработки практических навыков на занятиях, используя имеющиеся симуляторы и манекены, что отражает современные требования к уровню и качеству подготовки будущего врача. Для того, чтобы приобретённые студентами умения и навыки сохранялись прочнее необходимо, чтобы вся совокупность видов внеучебной работы поддерживала систему приобретения этих навыков и умений. Обязательным условием является то, что навыки и умения должны носить комплексный характер, сочетать знания, приобретённые в процессе изучения всех дисциплин.
Марина Галактионова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.